Как сэкономить на эксплуатации машины
Я купил машину почти пять лет назад. За эти годы я научился экономить на эксплуатации без вреда для автомобиля.
Расскажу, что нужно для этого сделать.
Как я считаю расходы
Я веду учет расходов на свой автомобиль с момента покупки — 4,5 года. Могу посчитать, во сколько мне каждый год обходилось его содержание или сколько стоил один километр пути.
В моем случае основная статья расходов — топливо. Если у вас старый и дорогой автомобиль, больше всего денег может уходить на запчасти. Обратите внимание, что в год с самым большим пробегом, цена за один километр пути самая низкая.
Мои расходы на автомобиль за 4 года
Потратил | Пробег за год | За 1 км | |
---|---|---|---|
1 год | 84 755 Р | 7300 км | 11,6 Р |
2 год | 46 674 Р | 6600 км | 7 Р |
3 год | 62 384 Р | 9100 км | 6,8 Р |
4 год | 66 042 Р | 19 500 км | 3,4 Р |
На что уходят деньги
У автомобилиста всегда есть постоянные расходы на машину, а есть переменные.
Постоянные расходы — те, которые не зависят от пробега. Это транспортный налог, ОСАГО, каско, обязательный платеж по кредиту или лизингу, если машина не куплена за наличные. Неважно, ездит автомобиль или стоит, такие расходы все равно будут — и они будут одинаковыми.
Но чем больше у вас пробег, тем меньшую долю занимают постоянные расходы. Вы можете проехать за год 10 000 или 50 000 км, но транспортный налог и ОСАГО при этом будут стоить одинаково. Зато в пересчете на один километр их цена будет разной.
Переменные расходы — те, которые зависят от пробега: топливо, плановое ТО, штрафы и так далее. Чем больше ездите на машине, тем больше эти расходы. Переменными расходами можно управлять и за их счет экономить на эксплуатации автомобиля.
Главное, на чем можно и нужно экономить: топливо, обслуживание автомобиля, запчасти и расходные материалы.
Регулируйте обороты
Топливо — основная статья затрат на машину. Главный фактор, влияющий на расход топлива, — стиль езды. Чем активнее ездите, тем больше бензина нужно двигателю.
В городе водителю приходится трогаться с места, а потом постоянно вынужденно тормозить. Получается, что двигатель тратит топливо на разгон, но набранная скорость сразу же гасится при торможении на светофоре или у пешеходного перехода. В итоге топлива сгорает как на 1 км езды, а проезжает машина только 500 метров — до ближайшего светофора. Резкие старты и торможения сильнее всего влияют на расход топлива.
Чтобы избежать перерасхода, держите обороты не выше 3500. Как правило, такого значения достаточно для ускорения автомобиля. Чем выше стрелка тахометра, тем сильнее тяга и тем больше топлива нужно двигателю.
Обороты двигателя зависят от выбранной передачи и силы нажатия на педаль газа. На повышенных передачах обороты мотора падают, падает и расход бензина. Для экономии топлива нужно ехать на максимально высокой передаче, которую позволяет ситуация.
Для примера: переключение с третьей передачи на четвертую — это повышение передачи. На моей машине при скорости 60 км/ч на второй передаче мотор работает на 4500 оборотов в минуту, на третьей — на 3000, а на четвертой — на 2000 оборотов в минуту. Скорость та же, а расход в полтора-два раза меньше.
При движении с постоянной скоростью стрелку тахометра лучше держать на уровне 1750—2500 оборотов в минуту.
Экономия топлива зависит еще и от двигателя. Чем больше его рабочий объем и количество цилиндров, тем ощутимее экономия от стиля езды. Условный Хендай Солярис с двигателем в 1,4 литра сэкономит меньше, чем пятилитровый Рэйндж-ровер.
Тормозите двигателем
Когда вы убираете ногу с педали газа, обороты мотора снижаются, расход топлива падает, а автомобиль плавно замедляется. Поэтому, если тормозить будете долго, отпускайте педаль газа и оставайтесь на передаче. Так можно делать и с механической, и с автоматической коробкой передач.
Этот способ торможения подходит, когда автомобилю достаточно плавного замедления. Например, вы видите, что на перекрестке красный свет, до него еще большое расстояние и других машин впереди нет. Или если вы едете по затяжному спуску.
При торможении двигателем меньше изнашиваются тормозные колодки и диски. Систематическое торможение двигателем может продлить жизнь тормозным механизмам на 20—30 тысяч километров, но это все очень индивидуально и зависит от марки вашей машины. Для большинства автомобилей тормозные диски стоят по 1500—3000 рублей за штуку, а всего их четыре. Еще надо учитывать стоимость работы по их замене.
Конечно, я не рекомендую тормозить двигателем, если нужно быстро замедлиться перед препятствием или поворотом. В аварийной ситуации не до экономии.
Скидки на заправках
Если ездить на заправки с дисконтной картой или в специальные скидочные часы, можно ощутимо сэкономить. Еще я рекомендую платить за топливо банковской картой, чтобы получать за это кэшбэк.
Некоторые заправки делают скидки в определенное время или дни недели, например в выходные. В моем городе есть заправка, где в выходные дни бензин стоит 38 Р за литр. На соседней заправке с дисконтной картой литр стоит 39 Р, а без нее — 40 Р.
Кажется, что рубль за литр — небольшая разница. Но давайте посчитаем.
Как меняются расходы на топливо, если изменить цену за литр на 1 Р
1 л бензина | 60 л — полный бак | 4 заправки в месяц | 48 заправок в год |
---|---|---|---|
38 Р | 2280 Р | 9120 Р | 109 440 Р |
39 Р | 2340 Р | 9360 Р | 112 320 Р |
40 Р | 2400 Р | 9600 Р | 115 200 Р |
41 Р | 2460 Р | 9840 Р | 118 080 Р |
42 Р | 2520 Р | 10 080 Р | 120 960 Р |
43 Р | 2580 Р | 10 320 Р | 123 840 Р |
Если вы раз в неделю заполняете полный бак на 60 литров бензина по цене 38, а не 40 Р, то сэкономите до 6000 Р в год. Если ездите много или у вас большой расход топлива, разница будет еще больше.
С ростом цен на бензин литр АИ−95 стал стоить около 43 рублей. С учетом скидок я плачу около 41 рубля за литр. Экономия останется приблизительно такой же — около 6000 рублей. Но в абсолютных цифрах расходы на машину все равно увеличатся.
Следите за давлением в шинах
Давление в шинах влияет на пятно контакта с дорогой. Пятно контакта — это часть шины, которая касается дороги. Его размер и конфигурация влияет на расход топлива и износ шин.
Низкое давление в шинах увеличивает расход топлива и ускоряет износ резины, высокое — сокращает пятно контакта и усиливает ударные нагрузки на детали подвески.
Чтобы экономить, надо поддерживать в шинах точно то давление, какое рекомендует производитель. Обычно это значение указано на идентификационной наклейке в дверном проеме у водительского сидения или на люке бензобака.
Для проверки давления в шинах используют специальный прибор — манометр. Давление может меняться при перепаде температур. В идеале проверять давление нужно не реже одного-двух раз в месяц. На практике делать это сложно, да и дешевый манометр может наврать. Поэтому достаточно периодического визуального контроля за состоянием шин. Если заметили, что они приспущены, лучше не полениться и подкачать.
Избегайте пробок
Когда вы стоите в пробке, вы тратите топливо, но почти не едете. Поэтому если есть задача сэкономить, иной раз лучше поехать по более длинному, но свободному маршруту, чем рвануть через центр по пробкам.
Уберите лишние вещи из машины
На расход топлива влияет и вес автомобиля. Автопроизводители старательно снижают массу машин и используют в производстве более легкие материалы — например, алюминий вместо стали. А водители продолжают весь год возить в багажнике лопату от снежных заносов, канистры с незамерзайкой, детские санки, набор резины или какой-нибудь хлам.
Несколько десятков килограмм вашей машине могут добавлять лишние вещи в багажнике. Они увеличивают расход топлива, износ тормозных механизмов и деталей подвески. И чем дольше ездить с лишним грузом, тем сильнее эффект.
Не гоняйте с открытыми окнами
Во время движения на автомобиль действует сопротивление воздуха. Чем оно выше, тем больше энергии двигателя нужно потратить на его преодоление и израсходовать на это больше топлива.
Аэродинамика — это то, как воздух воздействует на кузов во время движения. Коэффициент аэродинамического сопротивления зависит от модели автомобиля. Чем более обтекаемый у вашей машины кузов, тем ниже коэффициент аэродинамического сопротивления и меньше расход топлива. И наоборот: любой острый угол ухудшает аэродинамическое сопротивление.
Поэтому не надо ездить с открытыми окнами. На скорости выше 60 км/ч экономичнее использовать кондиционер, чем открытое окно. Багажник на крыше тоже плохо влияет на аэродинамику. Для экономии рекомендую без необходимости багажник на крыше машины не держать.
Переходите на газ
Если вы много ездите и расходуете много бензина, возможно, для экономии имеет смысл перейти на газовое оборудование. Существуют специальные калькуляторы, которые помогут посчитать, сколько вы при этом сэкономите. Найти их можно по запросу «Калькулятор окупаемости ГБО».
Чтобы перейти на газовое оборудование, не нужно менять автомобиль. В вашу машину устанавливают дополнительную топливную систему и газовый бак. Газовое оборудование проще устанавливать на бензиновые двигатели. Специалистов, которые внедряют ГБО на дизельные моторы мало, и стоят такие работы дороже. Цена за установку зависит от модели автомобиля и используемого оборудования. Но лучше не рассчитывать меньше чем на 15—25 тысяч рублей.
Окупаемость перехода зависит от того, насколько много вы ездите и насколько большой расход топлива у вас был. Подробнее про переход на ГБО я расскажу в следующей статье.
Рассмотрим на примере, сколько можно сэкономить, установив ГБО. Цифры взял условные.
В день проезжаю 100 км. Сколько потрачу за год
Установка | Цена за 1 л | Расход на 100 км | За год потрачу | |
---|---|---|---|---|
На бензине | 0 Р | 41 Р | 10 л | 149 650 Р |
На пропане | 25 000 Р | 20 Р | 12 л | 112 600 Р |
На пропане
Избавьтесь от наценки официального дилера
Продавцы новых машин заставляют покупателей проходить плановое ТО только у официального дилера. Обычно это главное условие для гарантии на автомобиль. А цены на запчасти и работу у официалов выше, чем в независимых сервисах и маленьких магазинах запчастей.
Как обманывают официальные дилеры
По российскому законодательству это неправомерно. Обязанность проходить очередное плановое техобслуживание или ремонт машины только на сервисе дилера противоречит закону о защите прав потребителей: дилер не может заставлять покупателя приобретать дополнительное оборудование или обязательные услуги по техническому обслуживанию машины.
Но на практике дилер обязывает покупателя проходить ТО только в официальных сервисах для сохранения гарантии. Некоторые юристы утверждают, что этим он нарушает установленное статьей 209 ГК РФ право собственника по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. То есть потребитель лишается возможности пройти техобслуживание в другом месте по собственному выбору и по более низким ценам.
Гарантию на автомобиль можно сохранить, если проходить регулярное обслуживание в независимых сервисах, имеющих сертификат. Это избавит вас от переплаты за дилерские нормо-часы, расходники и запчасти.
Например, у БМВ есть программа «Партнеры по качеству», которая сертифицирует независимые станции техобслуживания, продает им оригинальные запчасти и консультирует в сложных ситуациях. Такие программы есть не у всех автопроизводителей.
На практике, если случится поломка, а вы обслуживались не у дилера, добиваться ремонта по гарантии, скорее всего, придется через суд и не один месяц.
Как я судился с автосервисом
Если не хотите так рисковать, можно пойти на компромисс: обслуживать машину у дилера, но заранее покупать расходники и запчасти. Это дешевле, чем заказывать их через официалов.
Мой опыт
Сначала я проходил ТО у официального дилера и там же покупал расходники. Сейчас заказываю их на специальных агрегаторах по продаже запчастей в интернете. Так дешевле, а времени занимает немного. При этом обслуживаться продолжаю у дилера.
Привозите в сервис свои расходники
Купить запчасти самостоятельно несложно. Используйте сайты агрегаторы по продаже запчастей. В России на этом рынке четыре основных игрока: exist.ru, isnext.ru, autodoc.ru, emex.ru.
Найти нужные детали можно в каталоге агрегаторов по марке и модели автомобиля либо по номеру детали. Все системы в поисковой выдаче дополнительно к оригинальным запчастям предлагают аналоги.
Как правило, стандартный набор для ТО — моторное масло, масляный, салонный и воздушный фильтры. В зависимости от пробега могут понадобиться свечи зажигания, тормозная и охлаждающая жидкости, тормозные колодки и диски.
Цены на оригинальные запчасти для Киа Сид
Запчасть | У дилера | В интернете |
---|---|---|
Масляный фильтр | 450 Р | 301 Р |
Воздушный фильтр | 1160 Р | 355 Р |
Салонный фильтр | 1300 Р | 249 Р |
Используйте заменители оригинальных запчастей
Для обслуживания и ремонта можно использовать как оригинальные запчасти, так и их аналоги.
Оригинальные запчасти — это запчасти и детали с маркировкой автопроизводителя. Часто они сделаны сторонними компаниями по заказу автопроизводителя. Например, «Сен-Гобен Секюрит» делает стекла для автомобилей Киа.
Запчасти-аналоги могут полностью копировать оригинальные детали, если их производит поставщик на заводской конвейер. Например, стекла «Сен-Гобен Секюрит» с маркировкой «Киа» дороже, чем без нее, хотя стекла по сути одни и те же. Другие запчасти-аналоги могут просто соответствовать нужным размерам. В этом случае неоригинальные детали отличаются между собой по качеству и цене.
Конечно, лучше использовать оригинальные детали. Если нужно поменять какую-то серьезную и дорогую деталь, например рычаг подвески, то лучший вариант — купить запчасть от поставщика на заводской конвейер. Изучать отзывы о запчастях, узнавать артикулы и опыт эксплуатации автомобиля и отдельных деталей лучше всего в интернет-сообществах автомобилистов.
Краткая шпаргалка
- По возможности тормозите двигателем.
- Заправляйтесь в скидочные часы или по скидочной карте. Платите за топливо банковской картой, чтобы получить кэшбэк.
- При больших пробегах и расходе бензина подумайте о переходе на газовое оборудование.
- Пользуйтесь навигатором с функцией объезда пробок.
- Самостоятельно покупайте расходники и запчасти через интернет.
2018-07-12 09:58:37 Источник