Авиакомпаниям официально разрешили вести черные списки

В декабре президент подписал закон, который разрешает авиакомпаниям не продавать билеты пассажирам из так называемых черных списков. Закон вступит в силу 4 июня. Это не законопроект и не предложение авиакомпаний, а настоящий федеральный закон, который внес изменения в воздушный кодекс. Пока что он не действует, а 4 июня начнет — это точно.

Теперь компании будут иметь право не продавать билеты пассажирам, которые хулиганили на рейсах или не выполняли требования командира. В список вносят только после решения суда, а через год из него исключают. Что думаете об этом законе?

Авиакомпании заведут черные списки пассажиров

Федеральный закон № 376-ФЗ. Подписан 05.12.2017.
Вступит в силу 04.06.2018

У авиакомпаний не было законных способов ограничивать полеты хулиганам и дебоширам. Приходилось всё равно продавать им билеты и пускать в самолет.

Теперь нарушителям можно законно отказать еще на этапе продажи билета. Включать в черный список будут только после решения суда о наказании пассажира. Через год его автоматически исключат из реестра и снова разрешат летать. Пока у каждой авиакомпании будет свой список, а общей базы нет.

Что за черные списки авиакомпаний?

На самом деле в законе нет такого термина, хотя в пояснительной записке к нему — есть. Для простоты так люди и СМИ называют специальный перечень, в который будут включать пассажиров, которые хулиганят во время полетов. Например, если мужчина выпил и стал шуметь в салоне самолета, а на замечания бортпроводников не реагирует. Высадить его нельзя, успокоить тоже не получается. Летать с такими пассажирами опасно.

По прилете его, конечно, могли передать полицейским, оштрафовать и даже дать условный срок. Но если он захотел бы опять полететь в самолете, то без проблем бы это сделал. В самолете мог бы снова выпить и подраться с пассажирами.

До сих пор у авиакомпаний не было законных оснований отказать такому пассажиру при продаже билета. Нельзя было сказать дебоширу: «Извините, уважаемый, но вы все время создаете опасности во время полета, мы боимся сажать вас в самолет». Вернее, сказать так было можно, но билет при этом пришлось бы продать и в самолет пропустить.

Разве авиакомпании раньше не вели такие списки?

Периодически появлялись сообщения, что авиакомпании сами ведут такие списки и даже пытаются отказывать дебоширам. Но легального механизма у них не было. По гражданскому кодексу нельзя было отказать в заключении публичного договора даже хулиганам.

Пассажиры не знали, как это должно работать и можно ли выйти из этого списка, если произошло недоразумение. При отказе продать билет на самолет можно было даже отсудить компенсацию за нарушение прав.

Теперь есть закон, понятная процедура и общие правила.

Кто может попасть в черный список

Вот что должен натворить пассажир:

  1. не выполнить законное требование командира судна;
  2. хулиганить на борту;
  3. угрожать безопасности судна и полета.

Не всякая драка — это хулиганство. И не всегда вред имуществу попадает под статью УК. Защищать свои права — не хулиганство. Требовать положенное по закону — не повод для черного списка.

Мы подробно рассказывали о признаках хулиганства на транспорте, когда за это ввели уголовную ответственность. Черные списки — это еще не самое страшное. Минимальный штраф за хулиганство — 150 тысяч рублей. И в отличие от черных списков это уже работает.

Как это происходит

В черный список попадают не автоматически из-за нарушения и не по желанию авиакомпании. По закону процедура такая:

  1. Прямо во время полета письменно фиксируют нарушение. Копию вручают пассажиру до того, как он выйдет из самолета. Не взять не вариант.
  2. Дальше разбираются правоохранительные органы.
  3. Суд выносит постановление о привлечении к административной ответственности или приговор по УК. Без решения суда никаких черных списков.
  4. Копию решения отправляют перевозчику. Дальше есть месяц, чтобы внести пассажира в реестр.

О решении письменно предупреждают пассажира.

Пассажиров из черного списка не пустят в самолет даже с билетом?

Им даже не продадут билет. Вся суть закона в том, что авиакомпания имеет право вообще не заключать договор перевозки. Не получится купить билет, а на контроле убедить стюардессу, что вы ничего не нарушите, а в прошлый раз была провокация.

Даже когда пассажир и правда неконфликтный или исправился, если он в черном списке — придется ездить поездом.

В каких случаях полететь разрешат даже пассажирам из черного списка

Все случаи перечислены в ч. 6 ст. 107.1 Воздушного кодекса в новой редакции. О них еще напомнят персонально.

Исключения такие:

  1. пассажир возвращается в Россию, а другого транспорта нет;
  2. его депортируют;
  3. нужно лететь на лечение и обратно;
  4. причина полета — похороны близкого родственника или сопровождение инвалида.

Все причины надо подтвердить документами. Если пассажир устроил дебош в самолете, а через полгода захотел отвезти семью на море, ему могут на законных основаниях не продать билет. А семье продадут, если они сами не в списке.

Реестр хулиганов будет общий для всех авиакомпаний?

Нет, пока каждый перевозчик будет вести свой реестр. Если одна авиакомпания не продала билет, другая продаст. Правда, это может оказаться не так выгодно или не очень удобно.

Но вполне возможно, скоро сделают общую базу. Лучше туда вообще не попадать.

Из списка можно выйти или это навсегда?

В черный список включают не навсегда. Через год после вступления в силу решения суда авиакомпания обязана исключить пассажира из этого перечня и снова продавать ему билеты на общих основаниях.

Источник