Память на лица начинается с серотонина
Серотонин может десятикратно усилить социальную память — по крайней мере, у мышей.
Мы без труда отличим знакомого человека от незнакомого, и как будто ничего интересного тут нет: знакомое лицо есть у нас в памяти, а незнакомое — нет. Но как вообще мы запоминаем людей? В мозге есть несколько центров памяти, и чаще всего мы слышим про гиппокамп. Известно, что гиппокамп отвечает, среди прочего, за социальные воспоминания. Но чтобы запомнить человека, нам мало увидеть его, нам нужно с ним пообщаться. Иными словами, память на лица тесно связана с социальными взаимодействиями.
Исследователи из Стэнфорда экспериментировали с мышами, которые, как известно, очень любят общаться: незнакомые мыши, встретившись, активно изучают друг друга, забыв о других делах. Но если мыши уже знают друг друга, они не будут тратить много времени на обнюхивание. При общении с незнакомцами в мозге мышей активно работают некоторые ядра перегородки — нервные центры, расположенные между полушариями. Эксперименты показали, что ядра перегородки нужны для формирования социальной памяти: если их нейроны каким-то образом отключить, мышь просто не запомнит, с кем общалась, и каждый раз будет с одинаковым интересом изучать другую особь, хотя она видела её буквально пару минут назад.
Если же ядра перегородки дополнительно простимулировать перед встречей с незнакомцем, мышь запомнит его чрезвычайно хорошо, более чем на сутки, хотя память о встреченных незнакомцах у мышей стирается буквально за считанные часы.
Отростки нейронов ядер перегородки идут в гиппокамп, и если усилить межнейронные синапсы между ними и нейронами гиппокампа, социальная память станет крепче. Но сами ядра перегородки принимают сигналы ещё из одного нервного центра в стволе мозга. Нейроны ствола мозга выделяют серотонин, который активирует нейроны социальной памяти в ядрах перегородки. В более ранних работах было показано, что серотонин играет большую роль в социальных функциях мозга, но конкретные нейронные цепочки оставались здесь не вполне изученными.
Для серотонина есть шестнадцать типов рецепторов. На нейронах перегородки сидит один из них, и как раз благодаря этому типу рецепторов социальные взаимодействия откладываются в памяти. Если во время первого знакомства у мышей усилить серотониновый сигнал из ствола мозга к нейронам перегородки, мыши будут помнить того, кого они встретили, в десять раз дольше. Результаты экспериментов опубликованы в Nature.
У людей социальная жизнь и социальная память устроена сложнее, чем у мышей. Но вполне возможно, что некоторые психоневрологические расстройства, которые сказываются на способности общаться и понимать других людей, можно будет лечить, целенаправленно действуя на серотониновый усилитель памяти в мозге.