Как мозг «сочиняет» истории нашей жизни
Люди любят рассказы – нам легче воспринимать и запоминать события, когда они являются частью связного повествования. Но в реальности события, относящиеся к одной «сюжетной линии», часто бывают разбросаны по времени. Как же мозг объединяет отдельные события в единую историю?
Для нашего мозга события разного времени, сведенные в связный рассказ, – нечто большее, чем просто информация. Как именно он «строит» такие истории из разрозненных событий-пазлов, известно мало. Есть основания полагать, что решающую роль в этом процессе играет гиппокамп – отдел головного мозга, играющий ключевую роль в формировании памяти.
Ученые из Калифорнийского университета в Дэвисе (США) решили в прямом смысле увидеть эту работу мозга с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), позволяющей непосредственно наблюдать за динамикой активности мозговых структур.
Участники этого эксперимента, находясь в камере фМРТ, выслушивали рассказы, где речь шла о каком-нибудь событии с участием главных и второстепенных персонажей. Истории состояли из двух частей, которые либо были логически связаны между собой, либо нет, хотя в них и фигурировал один и тот же второстепенный персонаж. На следующий день участники, также в камере фМРТ, вспоминали прослушанные накануне истории.
Затем исследователи сравнили «образцы» работы гиппокампа во время прослушивания и последующего воспоминания разных историй.
Как и ожидалось, «рисунок активности» гиппокампа был схож, когда участники эксперимента слушали связную историю. Но если логической связи между частями рассказа не было, его активность по ходу слушания менялась. При восстановлении этих историй «по памяти» в первом случае характер активности гиппокамп довольно точно воспроизводился. Однако в случае несвязного рассказа он зачастую менялся.
По-видимому, гиппокамп объединяет взаимосвязанные воспоминания воедино, «вплетая» каждое последующее событие в общую ткань воспоминания. В результате даже если события происходили в разное время, даже отделенное, ему удается сформировать общее связное повествование.
Эти исследования не только помогают прокинуть «мостик» между работой нейробиологов и психологов, но могут иметь и практическое применение. Например, при разработке тестов для оценки памяти, которые используются при мозговых травмах или на ранних стадиях развития старческой деменции.
Фото: https://www.pxfuel.com, https://commons.wikimedia.org