Итоги второго дня ММСО 2021: новая реальность диктует новые форматы обучения
490 городов из всех регионов РФ, 65 стран, 38 000 уникальных онлайн-слушателей и более 3500 посетителей – такой охват показал Московский международный Салон образования (ММСО 2021) во второй день работы.
7 октября на площадке выставочного центра «Крокус Экспо» и коммуникационной digital-платформе «ММСО.Коннект» говорили об отечественном программном обеспечении, цифровизации и цифровой зрелости, обсуждалось внедрение инструментов цифрового управления, гибридные форматы обучения и плюсы дистанционного образования, и не только. В дискуссиях приняли участие представители органов федеральной и региональной исполнительной власти, представители бизнеса, педагоги, родители и ученики.
Наталья Бочарова, заместитель министра науки и высшего образования РФ, приняла участие в сессии ММСО 2021 «Научно-образовательное сотрудничество – энергия настоящего и будущего для развития Черноморского региона». Замминистра рассказала о сотрудничестве стран ЧЭС в области науки и развитии проекта по созданию карбоновых полигонов: «Страны черноморского региона также заинтересованы в реализации совместных исследований по декарбонизации – поглощению углерода морскими экосистемами. Крайне важно использовать положительный опыт стран региона по развитию научно-исследовательских экосистем в целях обмена лучшими практиками. Развитие нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в экономику и социальную сферу невозможно без участия университетов. Именно развитие потенциала наших образовательных организаций лежит в основе одной из наших крупнейших программ «Приоритет 2030». Главной идеей этой программы является трансформация существующих подходов к высшему образованию, и создание в России крупных университетов, которые успешно конкурируют на мировом рынке образования, науки и технологий».
Значение нацпроекта «Образование» и его реализацию в регионах обсудили эксперты на сессии «Национальный проект «Образование» – драйвер прорывных изменений в сфере образования». Этот проект – один из ресурсов для эффективного достижения национальной цели «Обеспечение возможности для самореализации и развития талантов». Его содержание нацелено на решение прорывных задач развития отрасли общего, дополнительного и профессионального образования.
Павел Кузьмин, и. о. директора Академии Минпросвещения России, пояснил, что осуществление нацпроекта «Образование» для каждого субъекта делится на две части. «Первая часть – это поставка оборудования, а параллельно с поставкой оборудования это, конечно, работа с педагогическими кадрами, их подготовка к эффективному использованию оборудования, которое поставляется в субъекты, в школы, потому что без подготовки кадров, без организации стажировочной площадки, без организации сетевого взаимодействия в плане развития педагогических кадров, наверное, эффективного использования оборудования, а значит роста качества образования, ради которого и затевается национальный проект, добиться нельзя», – сказал Кузьмин.
Заместитель министра просвещения РФ Татьяна Васильева считает, что национальный проект «Образование» предполагает изменение самой парадигмы образования в России и нацелен на создание условий для развития каждого ребенка. Директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России Андрей Горобец утверждает, что образование так же, как и другие сферы жизни, следует тренду цифровизации. «Цифра в образовании должна быть помощником, который расширяет кругозор, обеспечивает ученику, учителю, родителю все возможности, которые предоставляют современные технологии для вовлечения ребенка в образовательный процесс, помощи родителю, чтобы было легко и понятно управлять этим процессом, а педагогу, чтобы совершенствовать свои знания», – сказал он.
По словам Андрея Горобца, федеральный проект «Цифровая образовательная среда к 2024 году предполагает достижение следующих результатов:
-
602 700 педагогов будут подключены к федеральной платформе ЦОС; -
Будет создано 340 центров цифрового образования детей «ИТ-куб»; -
40% образовательных организаций 15 субъектов РФ станут участниками эксперимента ЦОС; -
29 549 образовательных организаций будут оснащены для внедрения ЦОС; -
Не менее 40% педагогов из не менее 30% образовательных организаций будут использовать сервисы платформы ЦОС.
Форматы международного сотрудничества в области науки и способы поддержки ученых обсудили эксперты на сессии «Формирование единого коммуникационного пространства молодых ученых России и зарубежных государств». «Нужно понимать ключевые факторы: инновации, ценности, клиенты, данные и конкуренты. Любой университет должен быть конкурентоспособным, как и его выпускники. Конкурентоспособный молодой ученый должен уметь работать с информацией», – отметил начальник отдела «Молодежной научной политики, научно-инновационных и международных исследований» УИОН КРСУ Денис Брусиловский.
«Гибридная реальность является предметом наших исследований. Безусловно, ковид дал некоторый глоток свободы всей системе образования, которой не было прежде. У педагога появилась возможность выбирать формы организации образовательного процесса, выбирать инструменты взаимодействия с учениками и родителями, появилась возможность по-разному строить организацию образовательного процесса у директоров школ», – отметил директор АНО ММСО Максим Казарновский на сессии «Условная свобода новой реальности», где обсуждалось использование гибридных форматов обучения и рост уровня свободы в образовании. Академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ, профессор-исследователь НИУ ВШЭ Александр Асмолов считает, что распространение технологий стало для людей испытанием. «Каждый век и каждое десятилетие испытывают нас на свободу и на то, что замечательный Эрих Фромм назвал бегством от свободы. Насколько ситуация гибридного мира выступила триггером, катализатором того, что мы начинаем трансформироваться», – отметил он. Министр образования Нижегородской области Ольга Петрова обратила внимание, что использование гибридных форматов не исключает соблюдения стандартов. «Мы как Министерство образования должны отслеживать, что преподают в учебных заведениях и как доносится информация, и что все стандарты выполняются», – сказала Петрова.
Первый заместитель Председателя Правительства Орловской области Татьяна Крымова сказала, что свобода порождает ответственность: «И это наш выбор: либо мы учимся жить в новой реальности, в реальности свободы выбора, либо мы отпускаем вожжи и оказываемся в хаосе. Руководитель системы образования не может допустить хаоса в регионе, понимая, что образование должно быть безопасным и доступным. Отталкиваясь от этих аксиом, которые прописаны в законе об образовании РФ, мы начинаем оценивать, безопасен ли для ребёнка тот контент и та свобода в интернете при онлайн-обучении, чтобы он не повредил его развитию. Образование сейчас стало настолько открытым, что на каждой кухне, в каждой квартире – школа. То есть каждый наблюдает за учителем, что тоже становится определенной нагрузкой для педагога и возлагает на него дополнительную ответственность. Нужны верифицированные платформы с четким образовательным контентом, а не свободное парение. Но педагог, стремящийся к самосовершенствованию, научился работать без границ, понимая, что школа вышла за стены самой образовательной организации».
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Проблемы перехода образовательных учреждений на российское программное обеспечение эксперты обсудили на панельной дискуссии «Импортозамещение в высшем образовании: границы глобализации» в рамках ММСО 2021». Проректор по цифровому развитию Московского Политеха Илья Красильников рассказал о том, какое программное обеспечение используется в университете: «Переход в онлайн показал, что есть много решений от отечественных разработчиков для управления университетом, и они хороши, конкурентоспособны и находят широкое применение в учебном процессе. Как и большинство крупных университетов, мы используем программное обеспечение, с одной стороны, для управления университетом и организации образовательного процесса, а с другой стороны, как учебное программное обеспечение для закрепления и развития практических навыков в решении различных инженерных задач», – подчеркнул Красильников. «Но когда мы переходим к рассмотрению вопроса использования программного обеспечения для решения практических задач в освоении дисциплин, ситуация не так однозначна. Во многих проектах используемые технологии, платформы определены индустриальными партнерами, отраслью, и переход на отечественные продукты – долгий путь, который не осилить в одиночку», – добавил проректор.
Участники круглого стола «Высшая школа и цифровая экономика: как раньше уже не будет» обсудили тему, которая стала не только актуальной из-за пандемии, но и объединила науку, высшую шклу и молодежную политику. Виктор Басюк, РАО, считает, что «у высшей школы в эпоху цифровизации появилась посредническая функция, так как сегодня студенты получают информацию из многих источников. Помочь сориентироваться и выбрать правильные – задача педагога». Виктор Сдобняков, и.о. ректора Мининского университета отметил плюсы онлайн-образования: «Появляются иностранные студенты, а также международные образовательные коллаборации». Нина Яныкина, генеральный директор АНО «Университет 2035 считает, что емкость рынка специалистов по цифровым технологиям растет, а о цифровой зрелости, по ее мнению, можно говорить тогда, когда педагоги из пользователей станут квалифицированными постановщиками задач для разработчиков, или же они сами станут разработчиками. Президент ЮФУ Марина Боровская обозначила проблему – отсутствие бюджета на цифровое образование: «Нужны программы на уровне субъектов и федеральных округов, чтоб формировалась экосистемность вокруг цифровых технологий». Сергей Ерохин из МТУСИ считает, что «качество дистанционного образования сегодня прекрасно, но важно сосредоточиться на угрозах, которые есть в цифровой среде».
Важную задачу любого вуза – подготовить специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, – помогают решать сегодня центры компетенций. Проект центров компетенций АНО «Россия – страна возможностей» имеет потенциал стать точкой развития необходимых навыков и качеств на базе ведущих вузов по всей стране. Ряд университетов уже активно включились в программу, и большое количество ректоров ожидают открытие таких центров в будущем. Роль и важность этих центров обсуждалась 7 октября на панельной дискуссия «Центры компетенций: интеллектуальный университетский пояс России». Алексей Комиссаров, генеральный директор, АНО «Россия – страна возможностей»: «Мы опросили 300 работодателей, которые сказали, что сейчас выпускникам не хватает самых разных компетенций. При выходе из вуза мы можем увидеть только оценки, а увидеть насколько он устойчив и целеустремлен, мы не можем. Создание центров должно решить эту задачу они нацелены на выявление и формирование необходимых навыков у студентов». Алевтина Черникова, ректор МИСИС: «Каждый университет имеет партнеров,с которым разрабатывается компетентная модель выпускника. Сейчас требования таковы, что компаниям мало просто подготовленного специалиста, им важно чтобы он был пользователем цифровых продуктов и обладал определенными навыками».
Подготовке кадров для регионов шла речь в рамках круглого стола «Развитие надпрофессиональных компетенций (soft skills) в университетах». Сейчас каждый регион на базе вузов стремится вырастить своих специалистов, и под этой задачей объединяются и работодатели, и высшая школа. Елена Загайнова ректор ННГУ отметила, что, учитывая важность развития надпрофессиональных компетенций, они вводят оценку навыков у студентов со второго курса. «Мы тесно работаем с работодателями, они вгрызаются в наши программы, говорят, что нужно добавить и предлагают свою помощь. Это хорошая синергия, и 25% вариативного компонента в программе дает нам такую возможность». Алла Калинина, ректор ВолГу рассказала о центре компетенций предприятий волгоградского региона, запущенном этим летом. Опыт работы во время учебы дает больше шансов на успешное трудоустройство непосредственно после окончания вуза. В этом помогают стажировки, в том числе в правительственных организациях, и в технологическом секторе экономики.
ДОШКОЛЬНОЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Спикеры панельной дискуссии «STEM–образование дошкольников» рассказывали о том, что это такое и как комплексное обучение, включающее в себя основы инженерии, математики, технологии, может научить детей видеть взаимосвязь происходящих событий, понимать принципы логики. Марина Логинова, методист по дошкольному образованию Методического центра Богородского городского округа рассказала как реализуется программа: «У нас рождаются новые STEM-модели каждый день, есть к примеру STEM-аэробика для родителей и детей». Отдельный модуль STEM-образования – мультстудия «Я творю мир». О нем рассказала Елена Матюхина, старший воспитатель детского сада «Елочка» Новосибирского района: «Мультстудия позволяет развивать в детях инициативность, они учатся планировать, принимать решения. Важно, что эта форма обучения доступна и для детей с ограниченными возможностями, например в коррекционной деятельности мультстудия дает возможность детям с проблемной речью услышать свою речь со стороны».
Внедрение инструментов цифрового управления школами и проектное управление в школах обсудили эксперты в ходе сессии «Цифровая трансформация образования». Директор ОАНО «ЧШК «Снегири» Александр Гулин рассказал о внедрении системы проектного управления в школе и о сборе цифровых данных ребенка, анализ которых позволяет выстроить индивидуальную траекторию: «Карта развития ребенка сочетает около 80 различных метрик не только предметных результатов, но и все, что касается компетенций».
Формирование финансовой грамотности у обучающихся – одна из ключевых задач современной школы. О стратегии повышения финансовой грамотности говорили на круглом столе «Новые подходы к формированию финансовой культуры в школе и семье». Руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута отметил, что в школьных программах финансовой грамотности уделяется все большее внимание: «Финансовая грамотность становится частью обязательного образовательного процесса. Благодаря нашей совместной работе с Министерством просвещения, с Министерством финансов уже с будущего учебного года финансовая грамотность займет достойное место в образовательных программах как для 1-4, так и для 5-9 классов. Руководитель по контенту начальной и основной школы «Учи.ру» Екатерина Суржикова назвала плюсы изучения финансовой грамотности в онлайн-формате: «Онлайн-среда для современных школьников – это очень комфортная, понятная и привычная среда, это среда, где они проводят очень много времени и с целью учебы, и с целью развлечений. Так как мы делаем контент для младших школьников, то это еще и легальное время в интернете, которое у них часто ограничивается родителями».
Роль учителя и цифровых технологий в школьном образовании обсудили эксперты на панельной дискуссии «Что можно доказать в образовании, а что нельзя?». «Благодаря цифровым технологиям появляется возможность постоянного измерения успехов ученика», – отметил научный руководитель и основатель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Руководитель образовательных сервисов «Яндекса» Илья Залесский объяснил, как современные технологии упрощают работу школьного учителя. «Сегодня Яндекс.Учебник – это 900 тысяч детей, которые регулярно решают с нами какие-то части своих домашних работ, а мы показываем учителю, как они это делают, и мы, безусловно сейчас не претендуя на научное исследование, для себя сделали такой вывод, что мы хороши там, где дети нуждаются в индивидуальном подходе», – сказал Залесский.
Опыт последних двух лет привел к появлению нового типа функционирования школы — гибридного. Традиционно этим понятием характеризуется организация, комплексно объединяющая методы очного и онлайн-обучения. На дискуссии «Гибридная школа как образовательная реальность» обсуждали, возможно ли на практике «запустить» школу, работающую на основе гибридной модели. Юлия Нотина, начальник Муниципального казенного учреждения Краснослободского муниципального района республики Мордовия «Управление образованием», поделилась своим опытом организации гибридного обучения в муниципальной системе из 10 школ. Сейчас, по ее словам, технические условия в отдаленных школах значительно улучшились, и гибридный формат используется для повышения качества образования. Кроме того, организован Центр одаренных детей, принимать участие в мероприятиях которого могут дети из абсолютно любой школы. Именно гибридный формат позволил педагогам и ученикам во время пандемии не выпасть из образовательного процесса. Вера Локтионова, руководитель направления регионального развития Международной школы математики и программирования «Алгоритмика», рассказала, что с этого учебного года в Белгородской области внедряется предмет «информатика» с детского сада, а также для учеников с первого по четвертый класс, и в пилотном режиме 132 школы 5-8 классы. Фактически учитель начальных классов становится учителем информатики, чего не было никогда раньше. О большом вкладе платформы «Учи.ру» в гибридный формат обучения рассказала Екатерина Голубкова, руководитель отдела по работе с регионами, учитель английского языка: «Мы начинали с введения интерактивных курсов в классы и обучали учителей использовать наши наработки на интерактивных досках». Сегодня во многих регионах платформу «Учи.ру» предлагают внедрять в формате занятий в школе. Например, по предмету математика на платформе есть весь материал, который учитель может использовать на уроке с первого по одиннадцатый класс. «В прошлом году мы в таком формате были представлены в 32-х регионах, в этом году подключилось еще 30 регионов. Сейчас более 6 тысяч классов по всей России занимаются с платформой «Учи.ру».
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
На сессии «Что такое неизвестность и как с ней бороться: страхи подростков о будущем» говорили о том, что лучше: бояться не поступить или поступить, но не туда? Поступление в высшее учебное заведение для многих превращается в стрессовую ситуацию, сопряженную боязнью неуспеха и неуверенностью в своих возможностях. Свои рекомендации дала Татьяна Климова, сооснователь проекта «Третья сторона», преподаватель в Британской высшей школе дизайна, член Ассоциации карьерного консультирования и сопровождения. «Профориентация – дело постепенное, важно слушать себя, разговаривать с родителями, наставниками. Если вдруг не туда, можете перевыбрать, перепоступить. Общайтесь с теми, кто уже поступил, кто учится и снимает об это блог или делает подкаст. Это поможет определиться, близко не близко, нравится или нет».
НОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Частные школы становятся полем инновации в образовании, поскольку могут позволить себе свободу, поиск, вариативность. Поэтому именно в частных школах формируется новая культура школы, связанная с субъектностью, плотным партнерским взаимодействием с семьей. Об этом говорили представители разных частных школ страны в рамках дискуссии «Новая корпоративная культура школы: субъектность, коммуникация, доверие». Дмитрий Лихачев, директор гимназии «Хорошкола» рассказывал о ключевом преимуществе гимназии – персонализированном подходе: ребенок может выбрать предмет, который он хочет изучать, сам выбирает свой темп изучения, сам планирует свой график – по каким дням и какими предметами занимается. Также в «Хорошколе», как и во многих частных школах сегодня, нет отметок, что только лучше влияет на успеваемость.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Панельная дискуссия «Педагог как субъект профессионального развития: какими новыми компетенциями он должен овладеть» поднимала темы необходимости комплексных перемен, которые касаются практически всех направлений и функций деятельности организаций, реализующих программы ДПО. Самые важные изменения в системе образования касаются в первую очередь педагога как субъекта профессионального развития. Спикеры сошлись во мнении, что нового результата старыми средствами достичь невозможно. Светлана Камка, заместитель директора ГАОУ ДПО «Корпоративный университет московского образования», считает, «учителю дать возможность разобраться самому с собой, очень важна саморегуляция, техника взаимодействия с собой, и уже затем коммуникация». Эксперты согласились, что профессиональные компетенции можно выращивать на любом предмете, а значит это доступно широкому кругу педагогов.
ИНКЛЮЗИЯ
Круглый стол «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью» поднимал вопросы научно-методического обеспечения дистанционного обучения, эффективных практик онлайн-обучения таких детей. По мнению специалистов, сейчас мы живем в эпоху всеобщей инклюзивности образования. Александр Кондаков, генеральный директор ООО «Мобильное электронное образование» считает, что формирование инклюзивной культуры – это высший уровень развития образовательной организации. Эксперты говорят, что новая образовательная среда, которая создается в том числе для детей с ОВЗ, должна обеспечивать и духовно-нравственное развитие, реализовать все виды форм человеческой деятельности, а также открывать другие возможности, которые появляются благодаря цифровым технологиям. В Москве реализуется крупный проект «Московская электронная школа», в рамках которой представлены образовательные проекты для учеников с ОВЗ. Об этом рассказала Ольга Егупова, заместитель директора Городского психолого-педагогического центра ДОНМ, ведущий эксперт Ассоциации инклюзивных школ. В 2021 при поддержке Министерства просвещения РФ был разработан комплексный план действия по совершенствованию методики преподавания детям-инвалидам с различными нозологиями при переходе образовательных организаций на дистанционные формы обучения, а также по организации повышения квалификации педагогов. По словам Дарьи Карповой, заместителя директора института коррекционной педагогики РАО, в этом году планируется разместить 15 методических материалов, адресованных как педагогам-практикам, так и родителям детей с ОВЗ.