Оплатить ужин с клиентом за счет компании

Читатель Виктор спрашивает: «Веду переговоры с крупным клиентом. Чтобы подписать договор на выгодных условиях, хочу устроить ужин в ресторане. Я могу заплатить деньгами компании?»

Отвечаем: да, главное — доказать, что ужин был для целей бизнеса

Расходы на ужин с партнером относятся к представительским расходам. Закон говорит, что можно пригласить текущего или потенциального партнера на завтрак, обед или ужин, чтобы поговорить о сотрудничестве.

Скриншот из статьи 264 Налогового кодекса на сайте consultant.ru

Не все расходы на ужины с партнерами считаются представительскими. Для этого у ужинов должны быть такие признаки:

Cтатья 264 Налогового кодекса

приезжают представители других компаний или совета директоров. Можно пригласить клиента, поставщика или участника совета директоров. Насчет клиентов-физлиц четкого мнения нет: в одном письме Минфин говорил, что их можно относить к представительским, в другом — что нельзя.

Мы считаем, что расходы на мероприятия с клиентами-физлицами рискованно относить к представительским расходам. Налоговая может их оспорить. Это относится к расходам на прием сотрудников компании из других городов и филиалов. Нельзя за деньги компании купить коньяк и хамон в офис для сотрудников и сказать, что иногда приезжают клиенты и тоже будут это есть и пить;

нужен для новых деловых связей или поддержки старых. Встреча должна быть официально запланирована и подтверждена документами: приказом, сметой, отчетом о результатах, первичными документами;

не относится к расходам на развлечения и отдых, профилактику и лечение заболеваний. Нельзя оплатить партнеру поездку на минеральные воды или в казино в Лас-Вегасе.

Письмо Минфина об ужине с партнерами № 03-03-06/1/675 от 01.11.2010 на сайте «Клерка»

В представительские расходы можно включить:

стоимость завтрака, обеда или ужина, напитков, обслуживания;

доставку к месту мероприятия;

услуги переводчиков.

Закон не запрещает проводить ужины с партнерами где захочется: в офисе, ресторане или загородном доме.

По закону представительские расходы можно учитывать при расчете налога на упрощенке «доходы минус расходы» и налога на прибыль. Правда, берут их не целиком, а по нормативу 4 % от расходов на зарплату.

Компания за год платит сотрудникам 2,4 млн рублей. Значит может учесть столько представительских расходов: 2,4 млн рублей * 4 % = 96 000 рублей.

Чтобы учитывать представительские расходы при расчете налогов, их нужно подтвердить.

Как подтвердить

Нельзя просто взять, потратить деньги компании, а потом учесть эти расходы при расчете налогов. Сначала расходы надо доказать. Для этого составляют такие документы:

приказ руководителя о расходах и целях этих расходов. Формулировка примерно такая: «Чтобы подписать договор, приказываю провести мероприятие в таком ресторане. Бюджет мероприятия — такой. Со стороны компании будут Коновалов и Мирошниченко. Во вложении — утвержденная смета от ресторана на мероприятие».

смету представительских расходов. Можно взять смету из ресторана;

первичные документы. Подойдет договор с рестораном или кейтеринговой компанией, товарные и кассовые чеки;

отчет о представительских расходах.

В отчете надо указать:

цель мероприятия и результаты. Нужно указать, если после переговоров в ресторане подписали контракт или договорились о большой поставке;

дату и место мероприятия;

программу мероприятия. Например, ужин будет проходить в таком ресторане, время примерно такое;

состав участников со стороны партнера, перечисляют по именам;

состав принимающей стороны;

расходы.

Налоговая любит оспаривать представительские расходы в суде и требовать доплаты налогов. Тут правило такое: компания должна не просто прогулять деньги, а получить результат для работы, например заключить договор. Тогда суды чаще всего встают на сторону компании.

А алкоголь можно?

Минфин в письме сказал, что алкоголь можно включать в представительские расходы, если это предусмотрено обычаями делового оборота:

Скриншот сайта zakonbase.ru

Письмо Минфина об ужине с партнерами № 03-03-06/1/675 от 01.11.2010 на сайте «Клерка»

Суть такая: если принято на переговорах с этими партнерами выпивать, то надо покупать спиртное. А что ни сделаешь ради успешного бизнеса.

Налоговая не всегда соглашается, что спиртные напитки были необходимы для переговоров, приходится это доказывать в суде.

Отвечал Дмитрий Гудович, руководитель бухгалтерии для клиентов Модульбанка.

Записала Ирина Усиченко, предприниматель и редактор Модульбанка.

Источник