Сколько зарабатывает фуд-фотограф

Полгода назад я ушла из офиса, чтобы фотографировать еду. Я работаю фуд-фотографом.

Фуд-фотографы снимают еду так, чтобы вам захотелось купить ее и съесть. Такие снимки нужны ресторанам, кафе и магазинам — всем, кто продает еду или использует ее в рекламе. Если вы увидели в Инстаграме фото гамбургера и вам захотелось его съесть — снимок сделал фуд-фотограф.

Обучение

До того как я поняла, что мне интересно работать именно с едой, я училась быть обычным фотографом: сначала у отца, потом на курсах.

Три года я снимала людей и репортажи с мероприятий. После этого посетила двухдневный мастер-класс одного питерского фуд-фотографа и попробовала снимать продукты.

Одна из моих первых фуд-фотографий. Единственный плюс снимка — удачный ракурс. В качестве реквизита я использовала то, что нашлось под рукой, поэтому здесь плохо всё: фон, разделочная доска, сама шарлотка, грубая ткань сверху. Слишком маленькая зона резкости, а фокус съехал на дальний край шарлотки. Я пыталась спасти кадр цветокоррекцией и добавлением контраста, но стало только хуже
Одна из моих первых фуд-фотографий. Единственный плюс снимка — удачный ракурс. В качестве реквизита я использовала то, что нашлось под рукой, поэтому здесь плохо всё: фон, разделочная доска, сама шарлотка, грубая ткань сверху. Слишком маленькая зона резкости, а фокус съехал на дальний край шарлотки. Я пыталась спасти кадр цветокоррекцией и добавлением контраста, но стало только хуже
Резкость только на желтом печенье, стык досок неудачно пересекает кадр, ткань выглядит неряшливо. Железная подставка и деревянный фон друг с другом не согласуются
Резкость только на желтом печенье, стык досок неудачно пересекает кадр, ткань выглядит неряшливо. Железная подставка и деревянный фон друг с другом не согласуются

Учиться самому. Сейчас на тему фуд-фотографии много бесплатных статей, советов, каналов на Ютубе и блогов в Инстаграме. Можно найти информацию не только о самой съемке, но и о ретуши еды, создании и поиске реквизита. Если вы владеете английским языком, есть смысл обратить внимание на зарубежные блоги. Можно учиться самому и по вебинарам, посещать фуд-конференции, общаться в чатах.

Чтобы учиться на примерах, лучше всего посмотреть работы разных фуд-фотографов и выбрать те, которые вам больше нравятся. Мои любимые фуд-фотографы — это Юля Космо, Дина Беленко, Петр Карасев и Дарья Боронина. Также помогает канал на Ютубе Эдуарда Жукова и блоги в Инстаграме Данилы Снега и Максима Мордвинцева.

Учиться на курсах. Если хочется научиться быстрее, имеет смысл пойти на курсы фуд-фотографии. Хороший курс с домашними заданиями и обратной связью стоит от 15 000 Р. Мои базовые курсы обошлись в 12 000 Р, мастер-класс — 10 000 Р, разные вебинары по фуд-фотографии — еще 3000 Р. Все вместе — 25 000 Р.

Поначалу фуд-фотография не приносила денег: работ в портфолио было мало и я не
знала, как искать клиентов. Поэтому еще несколько лет я отработала в офисе,
тренируясь фотографировать в свободное время, докупая оборудование и реквизит и
пополняя портфолио. Я завела группы во Вконтакте и Инстаграме, и со временем ко мне
начали обращаться с заказами. Когда доход от съемок перекрыл доход от работы в
офисе, я ушла в вольное плавание.

Оборудование

Камера. Начинала я со старым, но мощным «Кэноном». Сейчас перешла на модель поновее, которую можно подключить по вайфаю к планшету или ноутбуку, — так удобнее следить за тем, что происходит в кадре. Камеру покупала с рук через «Авито». Новая стоила 70 тысяч рублей, свою я купила за 50 тысяч.

У меня фотоаппарат с уменьшенной матрицей — «кроп». Известные фотографы предпочитают полнокадровые камеры, но и стоят они в два раза дороже. Снимать на «кроп» можно, надо лишь понимать свои ограничения.

Коллеги часто пользуются макрообъективами: они помогают снимать предметы очень крупно и почти без искажений. Еще один вариант — портретный объектив с фокусным расстоянием 50 мм. Он подходит для снимков еды в интерьере заведения.

Для фуд-фотографии достаточно макрообъектива за 30 000 Р и портретника за 20 000 Р.

Свет. Фуд-фотографы любят снимать при естественном освещении, но расположиться у окна удается не всегда. Кроме того, если это каталожная съемка на белом фоне, без искусственного света не обойтись. У меня самый простой комплект из двух софтбоксов за 11 000 Р, и пока мне его хватает.

Отражатели нужны, чтобы убрать резкие тени, подсветить предмет или сделать свет мягче. Они бывают разными по размеру, форме и покрытию. Для фуд-фотографии подойдут простые белые отражатели за 1000 Р. Часто фуд-фотографы вместо них используют подручные средства: ткань, листы картона или пластика, зеркала, фольгу. Самодельные отражатели получаются дешевле фирменных, а иногда нужного размера в магазине просто нет. Я пробовала использовать бумагу и картон, но в итоге остановилась на листах пенопласта, потому что они более устойчивые.

Штатив. В фуд-фотографии не нужно ловить эмоции и бегать за моделями, поэтому камера чаще всего на штативе. Это помогает внимательно и неторопливо построить композицию. Можно двигать предметы, подбирать цвета, убирать лишнее и посматривать в камеру, как это выглядит в кадре. При этом камера всегда на своем месте — это удобно. Глаз видит изображение иначе, поэтому без контроля не всегда получается то, что хочется.

Фоторюкзак нужен для перевозки оборудования при выездных съемках, например на территории заказчика или на природе. У него прочный каркас, который защищает от ударов и непогоды. Внутри специальные зоны с мягкими бортиками для каждого предмета. В отличие от фотосумки, рюкзак освобождает руки для сумок с реквизитом, а их редко бывает меньше двух-трех. К сожалению, фоторюкзак рассчитан только под оборудование, всё остальное приходится возить отдельно.

Компьютер. Для обработки фотографий нужен мощный компьютер. Важно, чтобы монитор правильно передавал цвета, графические редакторы не висли, а место на диске долго не кончалось.

У моего ноутбука большой экран с матовым покрытием и IPS-матрица, оперативная память 12 Гб, четырехъядерный процессор и жесткий диск на 2 Тбайта.

Графический планшет нужен для ретуши фотографий. Часто на них обнаруживаются дефекты, которые не заметил на съемке, а сдавать работу с ними никак нельзя. Приходится ретушировать. С планшетом гораздо удобнее и проще, чем работать мышкой.

Сколько стоит комплект оборудования как у меня

В магазинеНа «Авито»
Фотоаппарат70 000 Р50 000 Р
Объектив30 000 Р26 000 Р
Свет11 000 Р7000 Р
Штатив10 000 Р5000 Р
Фоторюкзак5000 Р2000 Р
Ноутбук100 000 Р45 000 Р
Графический планшет17 000 Р10 000 Р
Итого243 000 Р145 000 Р

Реквизит

Кроме оборудования, фуд-фотографу нужен реквизит: фотофон, текстиль, посуда. Чем больше, тем лучше. Реквизит фуд-фотографы покупают в магазинах, на «Авито» и барахолках — или делают сами. Например, в специальных магазинах фотофон стоит от 2000 Р, сделать такой же своими руками можно рублей за 400.

Реквизит задает настрой, делает картинку естественной и интересной, добавляет достоверности. Иногда он помогает наладить контакт со зрителем: например, воссоздает знакомые образы или, наоборот, создает идеальные ситуации, в которых зритель хотел бы оказаться.

Поиск клиентов

Фуд-фотография — узкая ниша. Я живу в Воронеже и здесь больше тысячи компаний, которым могут потребоваться мои услуги. Конкуренция в городе невысокая: я знаю еще троих людей, которые специализируются на съемке еды. В Москве и Санкт-Петербурге фуд-фотографов больше, но каждый из них снимает в индивидуальном стиле, поэтому найти свое место все равно реально.

Первые клиенты пришли ко мне через Вконтакте и Инстаграм. Сейчас у меня также есть группа в Фейсбуке и сайт-визитка, которую я сделала в бесплатном конструкторе. Кроме того, я опубликовала объявление на «Авито», и оттуда теперь тоже иногда приходят клиенты.

Неплохо работает сарафанное радио и рекомендации знакомых из смежных областей — дизайнеров, сео-специалистов, копирайтеров. А вот рассылки и раздача визиток не зашли.

Иногда клиентов приводят фотобанки. Я нерегулярно выкладываю туда снимки — чтобы зарабатывать на фотобанках, нужно заниматься только ими. Для меня это в основном реклама: заказчики смотрят, кто автор, и обращаются ко мне напрямую. Иногда это даже клиенты из другого города или страны.

Как проходит съемка

Мы договариваемся с клиентом о деталях съемки, и начинается подготовка. Если задача сложная, мы смотрим и обсуждаем примеры фотографий, при необходимости я делаю эскизы. Если нужно, ищу или изготавливаю дополнительный реквизит.

Когда задача простая, например снять продукт на белом фоне, я просматриваю фотографии конкурентов, запоминаю понравившиеся идеи. Иногда делаю несколько пробных снимков еще дома.

На съемку я беру все оборудование, отражатели и фоны, а также минимальный набор для работы с продуктами: пинцеты, зажимы, шприцы и перчатки.

Вещей набирается много, поэтому на выездных съемках мне помогает муж. Некоторые фотографы перевозят всё в тележках или нанимают для этого ассистентов.

На месте нас провожают в комнату, где мы распаковываем оборудование и готовимся к съемке. Это может быть склад, зал для совещаний, уголок на кухне или второй этаж ресторана, где нет посетителей. Условия всегда разные, подготовка заказчика тоже.

Обычно я выполняю роль и фуд-фотографа, и фуд-стилиста. Стилист отвечает за то, чтобы продукт красиво смотрелся в кадре. За границей это отдельная профессия, в России чаще всё делает фотограф.

Порой красиво выложить продукты и скорректировать их внешний вид занимает много времени. Например, чтобы выложить роллы из кафе азиатской кухни для самой простой съемки на белом фоне, нужно 10—15 минут. Кроме того, при съемке в ресторане приходится ждать, пока приготовят сами блюда. Они должны быть горячими и свежими: на фотографиях отлично видны застоявшиеся продукты, поэтому приготовить всё заранее не получится.

После съемок заказчик оплачивает работу и мы договариваемся, когда будут готовы фотографии и как я их передам. Нередко заказчики предлагают попробовать продукты, угощают чаем или кофе.

Чищу начинку ролла — рис, огурец и рыбу — от сыра. Если этого не сделать, ролл будет выглядеть неаппетитным, неаккуратным и грязным. Будет сложнее понять, что внутри. А для знатоков сыр на рисе — повод усомниться в мастерстве повара
Чищу начинку ролла — рис, огурец и рыбу — от сыра. Если этого не сделать, ролл будет выглядеть неаппетитным, неаккуратным и грязным. Будет сложнее понять, что внутри. А для знатоков сыр на рисе — повод усомниться в мастерстве повара
Раскладываю слои гамбургера. Перед этим нужно выяснить порядок слоев, нанести соус куда нужно и счистить его с огурцов и мяса. При хорошей организации это занимает 5 минут, при плохой — до 20
Раскладываю слои гамбургера. Перед этим нужно выяснить порядок слоев, нанести соус куда нужно и счистить его с огурцов и мяса. При хорошей организации это занимает 5 минут, при плохой — до 20
Самый заметный, верхний, слой салата — это маринованная рыба. Чтобы ее освежить и сделать аппетитнее, можно пройтись по выступам кисточкой с маслом. Этот прием хорошо работает с мясом, помидорами и ягодами. Без зелени и соуса салат смотрится одиноко и скучно. Но зелень не должна заветриться или потемнеть, поэтому ее хранят в холодильнике и достают только перед съемками
Самый заметный, верхний, слой салата — это маринованная рыба. Чтобы ее освежить и сделать аппетитнее, можно пройтись по выступам кисточкой с маслом. Этот прием хорошо работает с мясом, помидорами и ягодами. Без зелени и соуса салат смотрится одиноко и скучно. Но зелень не должна заветриться или потемнеть, поэтому ее хранят в холодильнике и достают только перед съемками

Сколько зарабатывает фуд-фотограф

Загруженность и заработок фуд-фотографа зависят от известности. Раскрученные специалисты за день могут поработать в нескольких местах. Иногда приходится фотографировать 7 дней в неделю без выходных, а попутно успевать обрабатывать снимки.

Фуд-фотография не настолько сезонная, как, скажем, свадебная. Но и у фотографов еды бывают «горячие» месяцы. Обычно это связано с обновлением меню зимой или летом: все рестораны и кафе хотят обновления, всем меню нужно «вчера».

Всё это воронежские цифры. В Москве и Санкт-Петербурге простые снимки на белом стоят от 500 Р, а час работы фуд-фотографа — от 1500 до 5000 Р.

Трудности

«Я зарабатываю снимками тортиков» — звучит очень позитивно. Но на деле это такая же работа, и она не намного легче офисной.

Физическая усталость. После 8 часов съемки болят ноги и спина, потому что я постоянно приседаю и наклоняюсь. Помогает в перерывах размяться, а еще лучше — погулять и подышать.

Человеческий фактор. Я фотографирую еду, но работаю с людьми. Заказчики не всегда понимают, за что платят, и очень часто не знают, чего хотят. Помогает техническое задание, в котором я прошу прислать примеры приглянувшихся фотографий из интернета.

Нестабильность заработка. Важно быть готовым, что заказов может не быть месяц или два, а потом навалится сразу три крупных. Чтобы чувствовать себя комфортнее, нужно заботиться о подушке безопасности и подработке.

Дополнительный заработок приносят мастер-классы, вебинары и курсы. Зарабатывают по-разному: кто-то берет 12 000 Р за два дня, кто-то работает на репутацию, чтобы потом привлекать больше клиентов. Некоторые подрабатывают на площадках вроде «Патреона», где инвесторы платят за то, чтобы всякие художники делились с миром своим творчеством.

Бланк ТЗ, который я предлагаю заполнить заказчикам или заполняю сама во время разговора по телефону. Он помогает держать все необходимые данные в одном месте
Бланк ТЗ, который я предлагаю заполнить заказчикам или заполняю сама во время разговора по телефону. Он помогает держать все необходимые данные в одном месте

Перспективы

Со временем фуд-фотографы открывают свои студии. Можно делать потрясающие вещи «на коленке», но работать в специально оборудованном для съемки месте намного комфортнее: не так страшно залить пол соусом и есть куда вмонтировать крепежи для фона или света. К тому же наличие своей студии добавляет солидности в глазах заказчика.

Еще один вариант — начать работать с иностранными клиентами, которых не пугают высокие цены. Их привлекают фотографии с необычными идеями, а фотографов они находят через фотобанки или по портфолио.

2018-06-15 10:26:28 Источник