Президент подписал майский указ. Что нам с ним делать?

Дорогая редакция!

Исстари наши предки после выборов президента наблюдали ритуал явления майских указов. Не обошла нас чаша и в этом году: на днях президент подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Расскажите, пожалуйста, на что влияет этот документ, зачем он нужен и как дальше будет жить наш великий многонациональный народ, озаренный, как солнцем, светом священных строк указа?

Дмитрий М.

Дмитрий, 7 мая указ о национальных целях до 2024 года действительно вступил в силу. Но прямо сейчас он не очень-то влияет на великий многонациональный народ.

Конкретно этот указ не вводит законов, норм и правил, он лишь задает направление развития страны на ближайшие годы. Это такое глобальное поручение органам власти, которые отвечают за конкретные участки работы. Дальше начинаются нюансы.

Чтобы понять смысл этого документа, нужно разобраться, как устроена Россия. Между президентом и жизнью конкретного человека стоит огромная прослойка из органов власти, ведомств, отделений и госслужащих.

Можно представить, что вся государственная машина — это такая большая корпорация, а вы ее клиент. Президент корпорации может на пять минут встать за кассу и лично пробить вам гамбургер (или подарить квартиру), но все остальное время вас обслуживают другие сотрудники. И задача президента — настроить систему так, чтобы эти сотрудники правильно себя вели. То есть не делали что захотят, а работали над конкретными задачами.

Стратегические цели нужны для того, чтобы местные и федеральные органы власти могли предложить план действий. Например, Минздрав должен организовать ежегодную диспансеризацию — для этого нужны деньги, ресурсы и регламенты. Правительство закладывает в бюджет расходы на реактивы, оборудование и обследования, Минздрав разрабатывает правила, власти придумывают, как сообщить об этом населению, а поликлиники на местах организуют прием.

Еще стратегические задачи нужны, чтобы можно было спросить с органов власти: «Так, я вас в 2018 году просил организовать ежегодную диспансеризацию. Какие результаты?» Результат может быть, а может и не быть. Например, не хватило денег, врачей или все работает, а люди не приходят на прием. Но что-то на этот вопрос правительству все-таки придется отвечать, а все трудности — обосновывать.

Конечно, у органов власти есть какие-то ежедневные дела, которыми они занимаются постоянно помимо исполнения указов. И если во власти есть инициативные люди, которые хотят что-то улучшить в других сферах, они могут это предложить. Когда есть закрепленная указом стратегия, чиновникам проще двигаться к этой цели: хотя бы понятно, за что придется ответить. Проблем в стране много, целей может быть тоже много, но решать нужно конкретные, общие и системно. Иначе не решится вообще ничего.

Что написано в указе

В нем 15 пунктов, каждый из которых — поручение правительству. До 1 октября кабинет министров должен разработать приоритетные национальные проекты в области демографии, здравоохранения, образования, жилья, экологии, дорог, труда, науки, цифровой экономики, культуры, бизнеса и международной торговли.

По каждому направлению утверждены показатели и цели. На основании этого указа правительство будет разрабатывать законопроекты, издавать постановления о правилах господдержки, закладывать в бюджет деньги, упрощать отчетность для предпринимателей, придумывать льготы и субсидии.

Все это сложная работа, которая должна быть эффективной и грамотной. Что-то получится, что-то нет, а что-то получится не так, как хотелось бы конкретному человеку.

Как правительство будет исполнять указ

Все цели президент ставит перед правительством. Такая у нас структура власти. Президент не может поставить цель лично вам или Тинькофф-банку. Правительство раздает поручения ведомствам, те делают внутренние документы для сотрудников, и в итоге все доходит до конкретного исполнения на местах. Потом все отчитываются в обратном порядке.

Новые законы, акты и прочие документы для исполнения указа будут появляться постепенно. Обо всем, что может повлиять на жизнь обычных людей, мы обязательно расскажем, когда что-то заработает или будет утверждено.

Некоторые цели из указа уже достигнуты

Например, в этом майском указе есть цель обеспечить детей до трех лет местами в детском саду. Эта норма и сейчас работает: если ребенку три года, ему обязаны предоставить место. По сути, президент подтвердил, что до 2024 года условия сохранятся. Для семей с маленькими детьми это важно. Обязательство предоставить место не всегда совпадает с реальностью: место могут дать не там, невовремя или так, что его будет неудобно получать, — но на бумаге такая гарантия уже есть. Дальше — нюансы исполнения в конкретном регионе и конкретном детском саду.

Или семейная ипотека: в новом майском указе поставлена цель обеспечить семьям со средним достатком возможность брать ипотеку по ставке ниже 8%. Но уже сейчас есть программа ипотеки даже под 6%: она работает для семей с детьми. Указ подтверждает, что это направление нужно развивать и дальше. Может быть, ее продлят или улучшат условия.

Поставлена цель снижать риски для дольщиков, но и над этим давно работают. Постоянно меняется федеральный закон, создан компенсационный фонд, а с июля 2018 года заработает новая система финансирования новостроек.

Президент поручил развивать городскую среду. Но и этот проект уже действует. Мы рассказывали, как можно обустроить свой двор за счет бюджета, приложив минимум усилий. Эта программа работает, деньги на нее выделены. А если кто-то про это не знает или не хочет ничего делать, президент не поможет.

В указе есть требование о создании условий для работы волонтеров. Но для них уже приняли специальный закон: он заработал в новой редакции с 1 мая. Теперь у волонтеров больше прав и защиты со стороны государства, а выплаты им не облагаются НДФЛ.

Перед правительством стоит задача переселять людей из непригодных для жизни квартир, не нарушая при этом права собственников. Все мы помним закон о реновации и то, сколько шума он наделал. Одним нравилось, другие были недовольны. Но закон приняли, он работает, кто-то уже переехал. Пока программа действует только в Москве, но теоретически может появиться и в других городах. Даже если не появится, программы переселения из аварийного жилья все равно работают: в регионах они были и до майского указа.

Это не все примеры действующих законов и норм, которые вписываются в стратегию по майскому указу. На них уже заложены деньги, и их можно использовать для своей выгоды и комфорта.

Часть целей зависит от вас

Многое зависит от законов и бюджетных денег, но не всё. Кое-что зависит от людей.

Например, в указе стоит задача проводить профилактическое обследование всех граждан раз в год. Сейчас его проводят раз в три года, но и на эти обследования ходят не все. Обследование бесплатное, полезное и занимает мало времени, но людям бывает не до этого. Но никакой указ, выделенное финансирование и готовые к приему поликлиники не помогут, если мы сами не захотим что-то делать.

Похожая история с вывозом мусора, занятиями спортом, повышением рождаемости. Правительство может закладывать много хороших вещей, но пользоваться ими должны люди, и иногда для этого нужны дополнительные усилия, которые не зависят от президента и ведомств.

За некоторые цели придется платить

Бюджет и налоги. Новые дороги сами собой не построятся, заповедники не создадутся, а оборудование в научных лабораториях не появится. В указе упоминаются новые концертные залы, музеи, библиотеки и театры. Чаще всего они будут дотационными — то есть сами себя не окупят. На это нужны деньги, и задача правительства — их найти.

Дополнительно на исполнение указа понадобится 8 трлн рублей в течение нескольких лет. На самом деле сумма больше, но значительная часть уже заложена в бюджет на действующие проекты. Для сравнения: расходы всего бюджета в 2018 году составляют 16 трлн рублей.

Штрафы и санкции. Иногда мотивировать можно только рублем. Например, чтобы повысить продолжительность жизни, нужно пропагандировать спорт, здоровое питание и отказ от курения. Деньги на это можно взять с тех, кто курит, продает сигареты и производит алкоголь. Достаточно повысить акцизы: пачка сигарет подорожает, но можно не курить и не платить.

Сбудется не все или не так

Наивно думать, что все цели из указа будут достигнуты к 2024 и 2030 году. Даже обычному человеку сложно строить планы на год вперед, хотя уж мы-то точно можем влиять на свой распорядок жизни, график работы, образование, питание и досуг. У нас нет нескольких миллионов сотрудников, которые будут криво и косо интерпретировать наши поручения. Мы сами себе хозяева, но со своими целями и планами справляемся не всегда.

В масштабах страны все еще сложнее. Было бы здорово войти в пятерку крупнейших экономик мира и в десятку стран с лучшим образованием, как написано в указе. Но есть санкции, международные отношения, войны, зависимость от цен на нефть, неблагоприятная среда для бизнеса, бюрократия, коррупция и другие проблемы. Жаль, что мы до сих пор не пятая экономика в мире, но это не отменяет стремления ею стать.

Некоторые цели будут достигнуты только на бумаге. У чиновников разного уровня хватает для этого ловкости и инструментов. Можно повысить среднюю зарплату в больнице за счет премии главного врача и поддержать строительство деревянных домов такой программой, которую даже читать стыдно. Но вроде бы повысили и поддержали — можно отчитаться.

Ни один закон не может устроить вообще всех

Даже когда примут какие-то полезные законы, всегда будут люди, которым они не помогут. Приведу несколько примеров, почему ни один закон не может нравиться всем.

Семейная ипотека. Реально работающая программа, на которую выделены миллиарды. Семья с детьми может взять ипотеку под 6%. Но тех семей, у которых второй ребенок родился до 2018 года, программа не коснется, хотя им тоже хочется получить льготы. Одним хорошо, а другие расстроились.

Компенсационный фонд для дольщиков. Чтобы повысить надежность долевого строительства, создали специальный фонд под контролем государства. Если застройщик обанкротится, дом все равно достроят или вернут деньги. Но гарантии есть не у всех дольщиков. Даже сегодня можно купить новостройку, которая в эту программу не входит. То есть риски вроде бы уменьшили, но кто-то все равно рискует. Вроде бы несправедливо: одних защитили, а других не смогли. Но нельзя заставить застройщиков платить в фонд за уже проданные и построенные квартиры. Попытка угодить одним неизбежно ударит по другим.

Это не значит, что плохо будет все и у нашего правительства никогда ничего не получается. Программа материнского капитала работает, диспансеризация проводится, появляется все больше полезных сервисов, кто-то получает бесплатное жилье, законно не платит налоги и ставит кассу за счет государства. Иногда закон кажется плохим только потому, что его никто не читает.

Мы будем рассказывать о нововведениях и их влиянии на жизнь и бюджеты обычных людей. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

2018-05-10 15:56:36 Источник