«Лента» в 2017: выручка и прибыль растут, свободных денег нет

«Лента» — это сеть продуктовых магазинов, ее акции торгуются на бирже. 12 марта компания опубликовала финансовую отчетность за 2017 год и презентацию по итогам года. Поглядим, что это за бизнес.

Выручка

«Лента» выручила 365 млрд рублей в 2017 году, в 2016 году выручили 306 млрд — рост на 19%. Но радоваться рано: если смотреть по годам, то темп роста выручки падает.

Темп роста выручки «Ленты»

ГодВыручка, млн РРост
2013144 26631%
2014193 98834%
2015252 76330%
2016306 35221%
2017365 17719%
2013
Выручка, млн Р
144 266
Рост
31%
2014
Выручка, млн Р
193 988
Рост
34%
2015
Выручка, млн Р
252 763
Рост
30%
2016
Выручка, млн Р
306 352
Рост
21%
2017
Выручка, млн Р
365 177
Рост
19%

Получается так: выручка растет медленнее, количество покупателей ограничено, а конкуренты наступают. Мы посчитали темп роста выручки для конкурентов «Ленты».

Темп роста выручки российских ретейлеров

Год«Лента»«Магнит»X5 Retail Group
201331%29%9%
201434%32%19%
201530%25%28%
201621%13%28%
201719%6%
2013
«Лента»
31%
«Магнит»
29%
X5 Retail Group
9%
2014
«Лента»
34%
«Магнит»
32%
X5 Retail Group
19%
2015
«Лента»
30%
«Магнит»
25%
X5 Retail Group
28%
2016
«Лента»
21%
«Магнит»
13%
X5 Retail Group
28%
2017
«Лента»
19%
«Магнит»
6%

Наша гипотеза кажется верной: у российских компаний в отрасли выручка растет медленнее от года к году — на рынке тяжелее заработать. Возможно, порадует X5 Retail Group — компания пока не объявила результаты за 2017 год, поэтому посчитать темп роста выручки не можем.

Сопоставимые показатели

Магазины используют статистику сопоставимых показателей like-for-like. LFL — показатель, сравнивающий результаты всех магазинов, кроме открытых в новом году. Нужен, чтобы понять, как растет бизнес: за счет повышения эффективности или расширения бизнеса. Сравним результаты сопоставимых продаж «Ленты» с конкурентами. Начнем с роста LFL-продаж.

Темп роста сопоставимых продаж российских ретейлеров

Год«Лента»«Магнит»X5 Retail Group
201310,00%7,47%0,70%
201410,60%14,47%9,80%
20159,10%6,21%13,70%
20163,90%−0,26%7,70%
20170,90%−3,37%5,40%
2013
«Лента»
10,00%
«Магнит»
7,47%
X5 Retail Group
0,70%
2014
«Лента»
10,60%
«Магнит»
14,47%
X5 Retail Group
9,80%
2015
«Лента»
9,10%
«Магнит»
6,21%
X5 Retail Group
13,70%
2016
«Лента»
3,90%
«Магнит»
−0,26%
X5 Retail Group
7,70%
2017
«Лента»
0,90%
«Магнит»
−3,37%
X5 Retail Group
5,40%

С чем связано падение темпа роста у «Ленты» — непонятно. Может быть, выбрали неудачное место для новых магазинов в 2015 и 2016 годах. Например, «Магнит» в 2017 году проводил редизайн и тратился на маркетинг, чтобы в следующих годах привлечь покупателей.

Возможно, влияет падение сопоставимого количества чеков — показатель отрицательный последние два года. Спасает рост среднего чека по сопоставимым показателям. У «Магнита» с этим грустнее: средний чек упал на 0,21%, количество — на 3,2%. У X5 Retail Group веселее: средний чек вырос на 2,3%, количество — на 3%.

Торговая площадь

«Лента» открыла 89 новых магазинов в 2017 году, тем самым увеличив торговую площадь до 1,3 млн квадратных метров. Больше торговой площади — больше затрат на аренду, зарплаты сотрудникам и оплату ЖКХ. Чтобы оценить эффективность торговой площади, считайте выручку на м². Данные по торговой площади берем с официального сайта «Ленты».

Выручка «Ленты» с 1 м² магазина

ГодВыручка, млн РПлощадь, млн м²Выручили на м²Рост
2013144 2660,51285 111 Р−4,0%
2014193 9880,70276 730 Р−2,9%
2015252 7630,88286 579 Р3,6%
2016306 3521,15267 323 Р−6,7%
2017365 1771,38264 238 Р−1,2%
2013
Выручка, млн Р
144 266
Площадь, млн м²
0,51
Выручили на м²
285 111 Р
Рост
−4,0%
2014
Выручка, млн Р
193 988
Площадь, млн м²
0,70
Выручили на м²
276 730 Р
Рост
−2,9%
2015
Выручка, млн Р
252 763
Площадь, млн м²
0,88
Выручили на м²
286 579 Р
Рост
3,6%
2016
Выручка, млн Р
306 352
Площадь, млн м²
1,15
Выручили на м²
267 323 Р
Рост
−6,7%
2017
Выручка, млн Р
365 177
Площадь, млн м²
1,38
Выручили на м²
264 238 Р
Рост
−1,2%

Теперь уже хочется рвать на себе волосы: выручка на метр падает! Но сравнима с конкурентами.

Темп роста выручки на м² в российском ретейле

Год«Лента»«Магнит»X5 Retail Group
2013−4,0%9,4%−3,5%
2014−2,9%10,4%2,4%
20153,6%1,4%−1,5%
2016−6,7%−1,5%−1,0%
2017−1,2%−6,4%
2013
«Лента»
−4,0%
«Магнит»
9,4%
X5 Retail Group
−3,5%
2014
«Лента»
−2,9%
«Магнит»
10,4%
X5 Retail Group
2,4%
2015
«Лента»
3,6%
«Магнит»
1,4%
X5 Retail Group
−1,5%
2016
«Лента»
−6,7%
«Магнит»
−1,5%
X5 Retail Group
−1,0%
2017
«Лента»
−1,2%
«Магнит»
−6,4%

У конкурентов ситуация не лучше. Это проблема всего российского ретейла, а не отдельно «Ленты» — при росте торговой площади труднее получать больше выручки.

Продают торговую площадь

У «Ленты» не получилось продать участки земли на сумму 551 млн рублей — попытаются продать повторно и подешевле. Руководство говорит: продаем излишки. Получается так: компания ошиблась с выбором места, не реализовала его потенциал и не заработала своего.

Но не только это вызывает беспокойство: в 2013 году у компании в собственности было 90% магазинов, в 2017 году — 73%. Больше собственных магазинов — меньше расходов по аренде — больше прибыль. Посмотрим, сколько тратит «Лента» на аренду помещений по отношению к выручке. Собираем данные.

Доля расходов на аренду к выручке у «Ленты»

Показатель20162017
Расходы на аренду3324 млн Р3982 млн Р
Выручка306 352 млн Р365 177 млн Р
Доля расходов на аренду1,0%1,0%
Расходы на аренду
2016
3324 млн Р
2017
3982 млн Р
Выручка
2016
306 352 млн Р
2017
365 177 млн Р
Доля расходов на аренду
2016
1,0%
2017
1,0%

У X5 Retail Group 4,6% выручки тратится на аренду помещений, у «Магнита» — 5,7%. Пока у «Ленты» все в порядке, но следите за долей расходов на аренду — сейчас это одно из преимуществ компании.

Свободных денег нет

«Лента» заработала 34 млрд рублей реальных денег от операционной деятельности. Компания часть прибыли инвестирует в развитие бизнеса, если что-то остается — платят дивиденды или оставляют деньги на счетах.

Разница между денежными средствами и инвестициями в бизнес составляет свободный денежный поток компании — деньги, которые компания может отправить на выплату дивидендов, досрочное погашение кредитов или на банковские счета. Собираем данные.

Свободный денежный поток «Ленты»

Показатель2016, млн Р2017, млн Р
Деньги от операционной деятельности19 71823 744
Покупка имущества41 68826 761
Покупка прав на аренду630462
Свободный денежный поток−22 600−3479
Деньги от операционной деятельности
2016, млн Р
19 718
2017, млн Р
23 744
Покупка имущества
2016, млн Р
41 688
2017, млн Р
26 761
Покупка прав на аренду
2016, млн Р
630
2017, млн Р
462
Свободный денежный поток
2016, млн Р
−22 600
2017, млн Р
−3479

Компания тратит больше, чем зарабатывает с бизнеса, поэтому «Лента» не платит дивиденды. Когда «Лента» выходила на биржу в 2014 году, то руководство планировало реинвестировать всю прибыль в бизнес 3—4 года — ждать дивиденды в 2018 году, наверное, тоже не стоит.

Собираем данные из финансовой отчетности за 2017 год.

Страница 9 отчета «Ленты» за 2017 год
Страница 9 отчета «Ленты» за 2017 год
Страница 10 отчета «Ленты» за 2017 год
Страница 10 отчета «Ленты» за 2017 год
Страница 11 отчета «Ленты» за 2017 год
Страница 11 отчета «Ленты» за 2017 год

Рыночную капитализацию взял с «Блумберга» за 13 марта. Переносим данные в таблицу.

Результаты «Ленты» за 2017 год

ПоказательСумма, млн Р
Выручка365 178
Проценты уплаченные10 943
Проценты полученные446
Прибыль до налогов15 172
Чистая прибыль13 264
Денежные средства и их эквиваленты14 302
Краткосрочные кредиты и займы62 194
Долгосрочные кредиты и займы44 888
Капитал71 787
Амортизация9691
Капитализация177 299
Показатель
млн Р
Выручка
365 178
Проценты уплаченные
10 943
Проценты полученные
446
Прибыль до налогов
15 172
Чистая прибыль
13 264
Денежные средства и их эквиваленты
14 302
Краткосрочные кредиты и займы
62 194
Долгосрочные кредиты и займы
44 888
Капитал
71 787
Амортизация
9691
Капитализация
177 299

Я использовал следующие мультипликаторы.

P/E — отношение рыночной капитализации к прибыли. Показывает, за сколько лет компания себя окупит. Если результат от 0 до 5, то, вероятно, компания недооценена.

P/S — отношение рыночной капитализации к выручке. Меньше 2 — хорошо, меньше 1 — возможно, компания недооценена. Формула расчета: капитализация / выручка.

P/BV — отношение рыночной капитализации к капиталу компании. Помогает понять, сколько денег придется на инвестора в случае банкротства. Если показатель больше единицы, всем не хватит.

EV — стоимость компании с учетом всех источников финансирования — от инвесторов и кредиторов. Уменьшается на денежные средства, потому что за счет них можно уменьшить долг.

EBITDA — показывает, сколько компания зарабатывает чистых денег без учета налогов, процентов по кредитам и амортизации.

EV/EBITDA — аналог P/E, только учитывает больше данных.

Чистый долг — показывает, сколько денег компания должна кредиторам. Формула: сумма краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов за вычетом денежных средств.

Чистый долг / EBITDA — отражает количество лет, необходимое компании, чтобы погасить все кредиты и займы.

ROE — доходность акционерного капитала в процентах годовых. Формула: чистая прибыль / капитал.

Расчет мультипликаторов можно посмотреть в нашей таблице.

Мультипликаторы «Ленты»

МультипликаторЗначение
P/E13,4
P/S0,5
P/BV2,5
EV/EBITDA6,2
Чистый долг/EBITDA2,56
ROE18,5%
Мультипликатор
Значение
P/E
13,4
P/S
0,5
P/BV
2,5
EV/EBITDA
6,2
Чистый долг/EBITDA
2,56
ROE
18,5%

Что делать дальше

«Магнит» выпустил предварительную сокращенную финансовую отчетность — мы ее уже разбирали, полную выпустят 23 марта. X5 Retail Group опубликуют отчетность 29 марта. Когда выпустят, пошаманьте, как мы: посчитайте выручку на м², средний чек, росты-приросты.

А может, ну его, этот ретейл: даже Сергей Галицкий устал и продал «Магнит». Мы вам подготовили отчеты из других отраслей:

  1. В «Норникеле» упала прибыль, а акционеры воюют за акции.
  2. У «Детского мира» выросла прибыль, а капитал отрицательный.
  3. А у Сбербанка блокчейн. Много блокчейна.

Источник