Сотрудник отправил рабочие файлы на личный ящик, а его за это уволили

👨🏢🗂💻📧🏠💣👎👎❗

Мужчина устроился на работу и получил доступ к служебной информации. Он мог читать договоры, видеть суммы контрактов, реквизиты клиентов и личные данные сотрудников. Работодатель указал в трудовом договоре, что это коммерческая тайна и ее нельзя разглашать. Сотрудника предупредили, что переписку по работе можно вести только с корпоративной почты.

Мужчина согласился и ничего не разглашал. Но иногда он отправлял служебные данные с корпоративного ящика на личный. Может быть, хотел поработать с документами из дома. Кажется, что ничего страшного.

Когда об этом узнал работодатель, сотрудника уволили по статье за разглашение коммерческой тайны. Доказательств, что служебную информацию передали посторонним, у компании не было. Сотрудник попробовал восстановиться на работе и дошел до Конституционного суда.

Почему сотрудника уволили за пересылку служебной информации самому себе?

Компания запретила передавать кому-либо служебную информацию. Пользоваться личной почтой для рабочей переписки тоже было нельзя. С сотрудника взяли расписку, что он знает эти требования и будет их соблюдать.

Когда мужчина отправил данные на личный ящик, он воспользовался услугами почтового сервиса «Мэйл-ру». Значит, как минимум оператор электронной почты получил доступ к служебной информации. Это уже третье лицо.

В компании решили так: режим коммерческой тайны нарушен и сотрудника надо уволить. Даже если он не отправлял данные конкурентам, не публиковал их в общем доступе и использовал только для работы на благо компании.

Какие аргументы были у сотрудника для восстановления на работе?

Мужчина отправлял документы только на личный ящик. Он думал, что эти данные защищены, не передавал их посторонним и не вредил компании.

Он посчитал, что «Мэйл-ру» нельзя называть обладателем информации пользователей. Когда кто-то отправляет кому-то почту, он не разрешает читать ее оператору связи, провайдеру или владельцу почтового сервера.

А если «Мэйл-ру» или другой почтовый оператор все-таки обладатель информации, то это нарушение Конституции. Получается, что вся личная переписка, которая хранится на таких серверах, не защищена и доступна третьим лицам без решения суда. Тогда любого сотрудника можно уволить по статье за использование личной почты и мессенджеров, даже если это не вредит компании. Только на том основании, что почта и мессенджеры лежат где-то на серверах.

Доказывать свою правоту мужчине пришлось в четырех инстанциях. Дело оказалось настолько важным, что подключился Конституционный суд. Он объяснил, кого считать обладателем информации и когда можно увольнять с работы за личную почту.

Что сказали суды?

Районный суд, городской и Верховный: 👎

Почтовый сервис имеет доступ к информации в письмах пользователей.

Пересылка данных с работы на личный ящик — это нарушение режима коммерческой тайны. Правильно уволили

Сотрудник пересылал служебные данные через почтовый сервис. В правилах «Мэйл-ру» написано, что сервис может разрешать или ограничивать доступ к информации в личных ящиках клиентов. Значит, «Мэйл-ру» автоматически стал обладателем информации — в законе именно такое определение.

Если обладателем информации, которая является коммерческой тайной, стал кто-то кроме компании и сотрудника, это нарушение. За такое увольняют по статье.

Три инстанции были единогласны: мужчину законно уволили и восстанавливать в должности его не нужно.

Конституционный суд: ❗

Почтовый сервис не считается обладателем информации.

Но это не значит, что сотрудника нельзя уволить за пересылку рабочих документов на личный ящик

Постановление КС от 26.10.17 № 25-П

Все имеют право свободно получать и передавать информацию законными способами. Это касается разговоров по телефону, электронной почты и любых сообщений.

Информация, которую передают законными способами, не может быть доступной посторонним без решения суда. Это право на тайну переписки и разговоров. Но им нужно пользоваться так, чтобы не вредить другим. Нельзя свободно распространять информацию, если это наносит кому-то ущерб — например работодателю.

Если у почтового сервиса есть доступ к информации в почте своих клиентов, это еще не значит, что он становится ее обладателем и может распространять. Все суды неправильно поняли закон и не так обосновали свое решение.

Надо было по-другому: хотя почтовый сервис и не считается обладателем информации, но сотрудника все равно можно уволить.

И вот почему.

Работодатель решил, что есть коммерческая тайна. Ее нужно защищать от посторонних. Вот договор, инструкция и подписка о неразглашении.

Сотрудник все понял, согласился, но использовал личную почту. Значит, он может из дома открыть документы и сделать с ними что захочет. Например, отправить кому угодно.

Это нарушение. Не имеет значения, отправил сотрудник кому-то служебные данные на самом деле или нет. Достаточно факта пересылки рабочих данных на личный ящик.

Главное в таких случаях — какую информацию переслали и запрещал ли это работодатель. Если запрещал, сотрудника можно уволить по статье.

Итог. Дело об увольнении пересмотрят, но это формальность. Скорее всего, суд просто поменяет аргументы на те, которые описал Конституционный суд. В должности сотрудника не восстановят и компенсацию не выплатят.

Это касается только начальников, которые имеют доступ к чему-то секретному?

Нет, это может коснуться кого угодно: менеджера, секретаря, бухгалтера, программиста, технолога, инженера или журналиста.

В этой истории мужчина работал руководителем договорно-правового отдела в крупной компании. Он имел доступ к данным о клиентах, сотрудниках и договорах. Но это не имеет значения.

Важно, что какая-то информация в компании считалась коммерческой тайной. Это может быть любая информация на усмотрение руководства. Если все документы оформлены правильно, за пересылку рабочих файлов на личную почту могут уволить кого угодно.

Почему работодатель решает, что можно, а что нельзя отправлять на личную почту?

Работодатель имеет право ограничивать распространение какой-то служебной информации. Эти правила прописывают в трудовых договорах, инструкциях и соглашениях. Сотрудники должны их соблюдать.

За нарушение можно уволить человека по статье и взыскать с него все убытки — полностью, а не часть.

Как работодатель может узнать, что сотрудники отправляют себе на почту?

Работодатель может проверять корпоративные ящики сотрудников. Он может проверять мессенджеры, если сотрудник создал профиль по просьбе компании и общается в нем по работе.

Если сотрудник с корпоративной почты залогинился в мессенджере и общается там по личным вопросам, работодатель тоже может читать такие сообщения. Он же не знает, что они личные.

Это не нарушение прав и не посягательство на тайну личной переписки. Так сказал Европейский суд по правам человека.

Если в правилах почтового сервиса написано, что он может получить доступ к моей переписке, значит, она не защищена?

Она защищена, но это сложный вопрос. В законе прямо не написано, что владелец какого-то сервиса в интернете обязан сохранять тайну переписки. Но это не значит, что он не обязан.

Почтовый сервис не может свободно публиковать, распространять и пересылать вашу почту кому захочет. Закон ему вроде бы не запретил так делать, но Конституционный суд объяснил, что это подразумевается.

Даже если в правилах написано, что условный «Мэйл-ру» может разрешать и ограничивать доступ к вашей переписке (а чаще всего так и написано), он не владелец и не собственник содержимого писем. Получить доступ к личной почте могут только уполномоченные органы и только по правилам — например по решению суда.

В законах не хватает точности на этот счет. Может быть, их дополнят — Конституционный суд советовал так сделать.

Как правильно пользоваться почтой, чтобы не уволили по статье?

Все зависит от того, как работодатель защитил служебную информацию. Если он официально объявил ее коммерческой тайной и запретил отправлять на личный ящик, может быть повод для увольнения.

Прочитайте трудовой договор и должностную инструкцию. Если там есть особый режим и запреты, строго соблюдайте их. Для увольнения достаточно одного письма самому себе. Даже если там один договор с поставщиком и вы больше никому его не показывали.

Спросите у работодателя, что он думает по поводу личных ящиков. Директор может сам не знать, что коммерческую тайну нужно оформлять как-то по-особенному. Вдруг он против личной почты, но не составил документы. В суде вы выиграете, но репутацию испортите.

Не пользуйтесь личной почтой без разрешения. Если нужно поработать из дома, заранее согласуйте это с работодателем, даже если раньше он был не против. Если общаетесь по работе через личный ящик, пусть директор зафиксирует, что он не против. Отсутствие запрета — это не согласие. Потом ничего не докажете.

Следите, что и кому пишете из офиса, даже если это личный мессенджер.

Если официального запрета не было, но вы пользовались личной почтой и вас хотят уволить, ищите юриста и не бойтесь судиться. После пояснений Конституционного суда есть шанс восстановиться на работе и получить компенсацию.

Источник