OHyena
../ ./.. /.// /... .. ... /../
Blog Post

Права автора и заказчика

11.04.2018 Lws

В авторских правах много путаницы и вопросов.

Провожу платный мастер-класс. Я могу включить радио фоном?

Типография напечатала контрафактного Акунина и поручила курьерской службе развозить книги. Служба не знала о контрафакте. Можно ли отсудить у службы компенсацию за нарушение прав?

За одну статью о правах не рассказать, поэтому мы рассказываем частями. Чтобы вы не пропустили, собрали статьи в список:

Сегодня о том, какие права есть у автора, какие может забрать заказчик и как обойтись без штрафа. В правах помогает разобраться юрист Павел Мищенко.

Какие права у автора

Автор — это человек, который что-то создал. Закон защищает автора любого произведения, даже надписи на стене: «Маша любит Пашу», иллюстрации к статьям или гифки с котиками. Об этом есть подробная статья на Деле.

Коммерческий канал в Телеграме без спроса утащил иллюстрацию к статье Дела о кассах. По закону автор иллюстрации может потребовать с канала пять миллионов рублей

У автора есть личные неимущественные права и имущественные:

Неимущественные права

Право авторства

Право автора на имя

На неприкосновенность

Обнародовать произведение

Имущественные

Право использовать работу и получать за это деньги

В правах надо разобраться, чтобы понять — какие может передать автор, а заказчик получить, а какие нельзя. Иначе в договоре можно написать лишнего, и если будет спор, он не поможет отстоять свое в суде.

Неимущественные права

Неимущественные права — это права на славу и власть. Дизайнер сделал макет, теперь он автор. Вот что он может требовать:

право быть автором своего макета. Нельзя взять картину Васнецова и сказать, что ее написал Петя;

чтобы его именем или псевдонимом подписали макет и каждую страницу макета;

самому публиковать макет анонимно или разрешить это сделать заказчику.

1265 ст. ГК — право авторана имя

Кроме славы автор получает право:

запретить кому-либо менять произведение;

разрешить публиковать, а потом передумать;

опубликовать его первым.

1268 ст ГК — право наобнародование

В законе это называется «правом на неприкосновенность», «обнародование» и «отзыв».

Автор написал сценарий, по нему сняли фильм и назначили дату премьеры. По закону автор может слить сценарий до официальной даты. А может вовсе запретить показывать фильм по его сценарию.

То же самое с фотографом. Фотограф передал фото дизайнеру, тот собрал макет, маркетолог согласовал и запустил в печать. А фотограф за день до печати решил, что не хочет, чтобы его фотографии были в макете. По закону он вправе так сделать.

Как быть заказчику с таким правом автора — это отдельная тема, расскажем о ней в другой раз. Скажем сразу, что можно подстраховаться. Как минимум, автор должен выплатить убытки компании из-за отзыва.

Неимущественные права могут быть только у человека — у одного или нескольких, если они вместе создавали произведение. У компании нет таких прав и она не может их получить.

1257 ст ГК — кто автор

Имущественные права

Имущественные права — это право на деньги. Зарабатывать на работе автора можно по-разному, способы описывает 1270 статья Гражданского кодекса. Такие права называются исключительными.

Право

На воспроизведение

Пример

Тираж книги

Распространение, импорт и прокат

Продажа книг в магазине или прокат велосипедов

Публичный показ

Премьера спектакля

Сообщение в эфир или по кабелю

Программа по радио или ролик в интернете

Переработка

Перевод книги с русского на английский

Доведение до всеобщего сведения

Всё что угодно: можно опубликовать в блоге, на сайте компании, забыть в кафе

Список в 1270 статье ГК — открытый. Это значит, что заказчик может делать с произведением, всё, о чем договорится с автором. Главное, чтобы договоренности не противоречили законодательству.

Исключительные права могут быть у человека, компании или индивидуального предпринимателя.

Какие авторские права может получить заказчик

У автора все права появляются сразу, как только он что-то создает. Ничего регистрировать, писать или кому-то говорить не надо. Дизайнер нарисовал макет — у него есть все права на этот макет.

Заказчик не может получить все авторские права, даже за большие деньги. Бывает такое: автор не знает законов, подписывает полный отказ в договоре, заказчик доволен.

Подпись автора не делает передачу законной. При конфликте автор может подать в суд на заказчика и суд поддержит автора. Чтобы не попадать в такую историю, лучше разобраться, что можно забирать и что нет.

Автор не передает неимущественные права, они всегда остаются у него. Часто появляется путанница из-за права автора подписываться собой. Так вот, заказчик не может получить это право.

Лена написала детектив за Арью Тонцову. Тонцова выкупает у Лены права на публикацию детектива, платит миллион долларов. Всё честно.

При этом Тонцова не может подписать детектив собой. Если Лена разрешит, Тонцова может опубликовать детектив под «анонимом», но поставить свою фамилию нельзя. У Лены навсегда останется право быть автором этого детектива.

Исключительные права можно передать. Есть два варианта:

Автор передает права полностью, на юридическом языке это называется «отчуждением прав». Тогда заказчик делает с произведением что угодно: хоть в рекламе использует, хоть с балкона бросает.

Дает права на время и не все. Для этого есть лицензионный договор. Условия могут быть любыми: дизайнер разрешает использовать макет только для детских садов, значит, заказчик может использовать макет только там. Или использовать как угодно и где угодно, но ровно год.

Чтобы пользоваться работой автора, заказчик получает исключительные права на эту работу. Как и какие — неважно: можно частичные права и по лицензионному договору, можно все и тогда подписать договор отчуждения прав.

Когда можно не получать исключительные права

На всё что использует заказчик, надо получить права. Сначала спрашиваете разрешение автора и получаете права, потом используете. Только так.

Некоторые уверены, что раз автор опубликовал что-то в интернете, этим можно пользоваться. Если в айтюнсе выходит фильм Спилберга, сомнений нет: фильм нельзя пиратить, а потом показывать у себя в ресторане. С менее известными авторами появляются вопросы.

Есть стереотип: раз автор опубликовал что-то в интернете, это можно брать. Нельзя

Правило одинаковое для всех: ничего нельзя брать без разрешения автора. Если фотограф опубликовал фото в блоге, факт публикации не разрешает ее перепечатывать. При этом автор не обязан писать: «Фотографию нельзя использовать без разрешения». Об этом говорит 1229 статья Гражданского кодекса:

Знак «копирайта» тоже ставить необязательно. Это право автора, а не его обязанность, в этом помогает 1271 статья ГК:

Десять ссылок на блог автора, хвалебные слова в его честь — ничего из этого не считается разрешением автора. Фраза перед перепечаткой: «Лучшая фотография банки огурцов» не отменяет нарушение авторских прав, а попросту — воровство.

Есть несколько случаев, когда можно использовать чужую работу и не получать на нее права, например, процитировать или взять для основы пародии. Что это такое и кому подходит, рассказываем в статье на Деле. В остальных случаях права надо получать, исключений нет.

Чем рискует заказчик

Если компания не получила исключительные права и использует работу, она рискует заплатить компенсацию и лишиться проекта. Это если коротко.

Автор вправе потребовать возместить ущерб из-за нарушения авторских прав или компенсацию. Она может быть такой:

от десяти тысяч рублей до пяти миллионов за одно произведение — фотографию, макет, песню;

двукратная стоимость контрафактного экземпляра. Например, за копию макета;

двукратная стоимость исключительного права на произведение.

1301 статья ГК —компенсация за нарушение авторских прав

Размер компенсации называет автор и доказывает в суде. Компания может потерять и миллиард, это вопрос силы доказательств и мнения судьи.

Пока в судах между авторами-физлицами и компаниями, компании платят немного. Чаще платят десять тысяч рублей, но бывают исключения. Блогер Илья Варламов отсудил у Нюьс-медиа 200 000 рублей за фотографию. Об этом он пишет в своем блоге.

200 000 ₽

за фотографию получил Илья Варламов

Если за права спорят две компании или нарушитель — компания, споры обходятся дороже. При крупных нарушениях можно получить исправительные работы или сесть в тюрьму.

146 статья Уголовного кодекса

За авторскими правами следят не только авторы, им еще помогают сервисы. Например, Инстаграм. Если автор пожалуется, Инстаграм вправе удалить пост с нарушением авторских прав и аккаунт целиком.

Правила Инстаграма об авторских правах

Представьте, магазин одежды готовится запускать рекламу в Инстаграме.

Специально для рекламы магазин заказал съемку новых платьев. Для этого оплатил работу СММщика, фотографа, стилиста, моделей, а еще копирайтера, чтобы написал текст к фотографиям, и таркетологов, которые настроили рекламу.

СММщик подготовил посты к публикации, реклама пошла. И всё зря. Оказывается, для постов СММщик залил музыкальную композицию, которую откуда-то скачал. Автор композиции заметил свою работу и пожаловался Инстаграму. А тот удалил посты с этой музыкой.

Отзыв постов может выглядеть так:

Краткий перевод: «Инстаграм удалил видео из-за нарушения авторских прав». Скриншот нашел блог Dnative.ru и разрешил использовать.

Возможно, автор не знает, что он не передал исключительные права или знает, но не хочет возиться с документами и обещает не устраивать проблем. Зато проблемы может устроить конкурент.

Самое простое, что может сделать конкурент — скопировать чужую работу, например, логотип, макет, песню, всё что угодно. Если у компании по документам нет прав на эту работу, она не сможет обвинить конкурента в воровстве и запретить ее использовать.

Чтобы не терять деньги, заказы и обойтись без разбирательств с полицией, надо получить от автора исключительные права.

Как получить права

Исключительные права сами по себе не переходят от автора к заказчику. Мало заплатить дизайнеру за макет. Чтобы использовать макет в рекламе, надо получить официальное разрешение дизайнера.

Самый надежный способ получить разрешение — подписать договор. Вот что может понадобиться:

Права на готовую работу

Договор отчуждения исключительных прав, если берете все права

Лицензионный договор, если на время

На будущую

Если права у компании — договор подряда и акт. В договоре и акте должна быть фраза об отчуждении прав

Если у физлицо или ИП-автора — договор авторского заказа

Если ИП — не автор, но он на только права, но он не автор, например, нанял дизайнера на макет, — договор подряда и акт

Если у сотрудников — трудовой договор, служебные задания, акты. Написали о документах в статье на Деле: «Исключительные права работодателя»

Как оформить договор, подстраховаться от автора-обманщика и чем заменить договоры, если работа нужна срочно, а времени нет — расскажем в следующих статьях. А пока шаблоны договоров: можно скачать, заполнить и пользоваться.

Договор отчуждения исключительного права между физлицом и компанией

Договор разработки с передачей прав

Лицензионный договор

Оферта о лицензионном договоре

Шаблоны подготовили юристы Центра управления законом.

Источник